Меню Рубрики

Адмирал чичагов василий краткая биография. Василий яковлевич чичагов. Отец и сын

(1726-1809)

Адмирал российского флота, командующий Балтийским флотом, полярный исследователь.

Родился в старой дворянской семье. В апреле 1742 г. определен на флотскую службу в звании гардемарина. Два года находился в Ревеле при береговой команде. Весной 1745 г. получил чин мичмана и отправлен в Англию для совершенствования знаний. За девять лет, проведенных за границей, прошел большую профессиональную школу. По возвращении на Родину произведен в лейтенанты. На фрегате «Св. Михаил» в 1757 г. плавал на Зунд «по секретной комиссии», затем принял командование этим фрегатом, крейсеровал на нем между Ревелем и Кронштадтом. В 1758 г. ему присвоено звание капитана 2 ранга. Тогда же послан в Казанское Адмиралтейство для «освидетельствования леса для нужд корабельных верфей». В начале 1764 г. удостоен чина капитана 1 ранга и назначен командиром корабля «Ревель». Однако через короткое время отозван в Адмиралтейств-коллегию, произведен в капитаны бригадирского ранга и ему поручено возглавить экспедицию с секретным заданием «учинить поиск морскому проходу Северным океаном в Камчатку». Возвратившись в 1767 г. в столицу, возглавил петербургскую корабельную команду. Летом 1768 г. послан главным командиром Архангельского порта. Через два года отозван в Петербург и 1 марта 1770 г. возведен в ранг контрадмирала с назначением командиром Кронштадтской эскадры. Свой флаг держал на 66-пушечном линейном корабле «Граф Орлов». К концу года получил «высочайшее» указание «принять под начало Ревельский порт». В 1772 г., командуя группой из трех кораблей, с «особым поручением» плавал в Средиземном море. За этот поход был награжден орденом Св. Анны, а затем в январе 1773 г. назначен вновь главным командиром Кронштадтского порта. В летнюю кампанию несколько раз ходил в крейсерство в район Готланда. В связи с боевыми действиями против турок на Черноморском побережье командирован на Азовскую флотилию. 9 июня 1774 г. при крейсерстве в Керченском проливе пять кораблей под командованием В. Чичагова обнаружили турецкий флот в составе 5 линейных кораблей, 9 фрегатов, 26 шебек, галер и нескольких мелких судов, пытавшихся прорваться в Азовское море и высадить десант на крымском берегу. Отряд Чичагова смело вступил в бой с неприятелем и метким артиллерийским огнем заставил его отойти. С подписанием Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией в начале 1775 г. Василий Яковлевич вернулся в Петербург, где был «заслуженно обласкан» Екатериной II: получил орден Св. Георгия IV класса, звание вице-адмирала, назначение членом Адмиралтейств-коллегий.

В 1782 г. «за примерное радение о флоте» произведен в адмиралы и в кавалеры ордена Св. Александра Невского.

С первых дней войны со Швецией 1788 - 1790 гг. назначается командующим Ревельской флотилией, а в марте 1789 г. «императрица пригласила его принять начальство» над всем Балтийским флотом. 15 июля русский флот под командованием Чичагова, поднявшего свой флаг на 100-пушечном корабле «Ростислав», у о. Эланд вступил в бой с превосходящими силами противника, заставив его отступить и укрыться в Карлскроне. В мае 1790 г. шведский флот напал на эскадру Чичагова, стоявшую на Ревельском рейде. Однако расчет противника на внезапность не оправдался. После двухчасового сражения, потеряв два корабля, шведы ретировались. 22 июня неприятельская гребная флотилия из 80 канонерских лодок атаковала в Выборгском заливе небольшой отряд русских кораблей, чтобы дать возможность основным силам прорваться из «ловушки», подстроенной по замыслу Чичагова. Посланные им на помощь отряду корабли обратили противника в паническое бегство. В результате Выборгского сражения шведы потеряли захваченными, сожженными и потопленными 64 корабля. Это был своеобразный апофеоз в деятельности славного адмирала. На склоне лет наступил его «звездный час». Екатерина II при въезде Чичагова во дворец встречала его у входа, что считалось чрезвычайным событием в императорском этикете. Своими руками царица «наложила» на моряка высшие государственные и воинские знаки отличия: ордена Св. Андрея Первозванного и Св. Георгия I класса. В честь признания его «особенных заслуг перед Отечеством» адмирала наградили шпагой с алмазами.

В 1797 г. Василия Яковлевича с «великими почестями», как никого до этого, по его просьбе уволили со службы. Павел I в память его дел собирался еще при жизни адмирала воздвигнуть в Петербурге обелиск. Но, к сожалению, отставного моряка вскоре забыли и вспомнили о нем только после его смерти 4 апреля 1809 г. На похоронной церемонии присутствовал, отдавая должное памяти флотоводца, Александр I - пятый из императоров, которым верой и правдой служил адмирал.

Василий Чичагов родился 11 марта 1726 года в небогатой семье под Костромой. Будущий адмирал п олучил домашнее воспитание и образование. Закончил Навигацкую школу в Москве. Морскую службу Чичагов начал гардемарином, прошел все младшие офицерские чины на Балтийском флоте, отличился в Семилетней войне. Затем он служил в Архангельске. В 1765—1766 годах Василий Яковлевич руководил секретной экспедицией, которая на трех небольших судах дважды пыталась пройти через Северный Ледовитый океан к Алеутским островам между Гренландией и Шпицбергеном. Русские моряки достигли 80 градусов 26 минут северной широты, побив рекорд Г. Гудзона. Сплошные льды не позволили продвинуться далее и Чичагову можно поставить в заслугу уже то, что он без потерь вернул свои суда с экипажами от кромки вековых льдов к родным берегам.

Став главным командиром Архангельского порта, Чичагов боролся со злоупотреблениями среди чиновников и моряков. После начала русско-турецкой войны 1768—1774 годов он старался увеличить возможности верфей, предложив закладывать сразу по 6 кораблей вместо четырёх. Построенные архангельцами корабли шли на Балтику. В 1770 году туда же вызвали произведенного в контр-адмиралы Чичагова. Он обучал экипажи для кораблей Балтийского флота, в 1772 году одну из подготовленных эскадр провел без потерь на Средиземное море. Вернувшись, стал главным командиром Ревельского, затем Кронштадтского порта.
Боевое крещение в качестве флагмана контр-адмирал Чичагов получил на Черном море. Весной 1774 года эскадра Азовской флотилии из 3 фрегатов и 2 «новоизобретенных» плоскодонных кораблей под его флагом крейсировала у входа в Керченский пролив. 9 июня увидели турецкий флот, Чичагов пошел на сближение и обнаружил, что к охраняемому им проливу направляются 5 линейных кораблей, 9 фрегатов, 26 галер и шебек. Заметив русскую эскадру, турки двинули на нее отряд из 7 фрегатов, 6 шебек и 4 галер. Остальные пытались прорваться в Керченский пролив. Контр-адмирал не поддался обману, повел отряд наперерез и преградил противнику путь, открыв огонь. Турки после перестрелки в сумерки отстали. Русские корабли развернулись в проливе. Вернувшаяся турецкая превосходящая по силам эскадра заняла позицию у входа, пыталась атаковать, но ее нападения были отражены.

Адмирал Чичагов, между войнами командовавший эскадрами на Средиземном и Балтийском морях, в начале русско-шведской войны 1788—1790 годов временно оказался не у дел. Весной 1789 года Екатерина II вверила ему командование Балтийским флотом, силы которого стояли в Ревеле, Кронштадте и Копенгагене. Адмирал столкнулся с неприспособленностью Ревеля как базы. На прибывшей из Кронштадта эскадре было много новобранцев. Василий Яковлевич, несмотря на нетерпеливые указы из столицы, задерживал выход в море, стараясь обучить экипажи для похода и боя. Только 2 июля его флот выступил и 6 июля вел сражение со шведским у острова Эланда. Следуя своей тактике, Чичагов не атаковал неприятеля, а вел перестрелку и ожидал подхода копенгагенской эскадры, чтобы зажать противника с двух сторон превосходящими силами. Но шведы укрылись в Карлскроне (Карлскруне). Господство на море перешло к русским. Чичагов увел флот к своим берегам и, сберегая корабли, ограничивался блокадой, разведкой, охраной судоходства и поддержкой гребного флота, действовавшего в шхерах. Это была вполне разумная стратегия, хотя императрица и рассчитывала на более эффектные победы. Пассивность сухопутных сил в Финляндии не позволила воспользоваться успехом на море, весной 1790 Густав III вновь перешел в наступление, желая разбить русские эскадры по очереди, высадить десант у Ораниенбаума и диктовать требования русскому двору.



Картина "Ломоносов и Чичагов", худ. А.И. Васильев

6 марта два шведских фрегата совершили набег на Балтийский порт (Палдиски), высадили десант, уничтожили запасы, заклепали пушки недостроенной крепости и ушли ранее, чем прибыли подкрепления из Ревеля. Это предупреждение Чичагов воспринял весьма серьезно, ибо Ревельский порт не имел иной защиты, кроме боевых кораблей. Пользуясь бездействием главных сил вражеского флота, адмирал принял меры для отражения. Посты на маяках, высланные в море отряды предупредили о приближении противника, и когда 1 мая шведский флот появился у Ревеля, Чичагов был готов к встрече с ним.
Недостаток людей исключал сражение в открытом море, тем более против вдвое превосходящих сил противника. Адмирал решил принять бой на якоре, превратив корабли в бастионы. Он построил эскадру в три линии. Первую составили 10 кораблей и фрегат, за ее разрывами встали 2 бомбардирских корабля и 4 фрегата, третью линию составили 7 катеров; кроме того, из ворот гавани могли действовать канонерские лодки, а в ее глубине оставались 2 брандера и вспомогательные суда. Правый фланг линии опирался на отмели, левый — на орудия крепости Ревеля . Обойти с фланга и взять в два огня русские корабли, стоявшие на небольших расстояниях, шведы не могли, и им пришлось напасть с фронта.
Шведское командование решило атаковать русскую эскадру, не вставая на якорь. Предстояло линию из 21 корабля и 6 линейных фрегатов ввести на рейд в направлении русского левого фланга, поворачивать на восток и проходить вдоль всего фронта, обстреливая его на ходу. Но качка привела к тому, что большинство шведских снарядов не достигало цели, а русские моряки стреляли как на учениях. В итоге боя несколько шведских кораблей получили повреждения, один сел на камни и был сожжен шведами, а второй сдался. Потери ревельской эскадры составили только 9 убитых и 27 раненых. Увидев безуспешность атаки, герцог Карл приказал отвести не бывшие в бою корабли. Его флот крейсировал у Наргена, не решаясь повторить нападение, пока не последовал приказ короля идти для прикрытия гребного флота у Выборга.

Чичагов после Ревельского сражения принял меры для подготовки соединения с эскадрой Кронштадта вице-адмирала Круза, чтобы нанести удар с двух сторон угрожавшему столице противнику. 17 мая ревельская эскадра вышла к Наргену, а 23 мая, получив указание императрицы, отправилась на соединение с Крузом. В случае встречи с превосходящими неприятельскими силами адмирал предполагал занять позицию между островами и принять бой на якоре. В ночь на 26 мая он так и поступил, а утром соединился с Крузом, который в Красногорском сражении 23-24 мая сдержал натиск превосходящих сил шведского флота. Русские эскадры заблокировали шведский флот, по приказу короля укрывшийся в Выборгском заливе. Вновь противник был изгнан с моря. Но его необходимо было добить.
Из залива, где стояли шведские корабельный и гребной флоты, несколько фарватеров между островами и мелями вели на запад, юг и восток. Флот Чичагова развернулся против шведского. Почти месяц адмирал сжимал блокаду, хотя из столицы его и торопили. Русские корабли оттеснили шведские вглубь залива. Отдельные отряды заняли все проходы на юге и западе, наблюдали за Березовым зундом, в котором должны были действовать задерживавшиеся гребные суда вице-адмирала Нассау-Зигена. Чичагов рассчитывал атаковать с фронта, тогда как гребной флотилии следовало напасть с востока, а гребным судам Козлянинова из Выборга — ударить в тыл. Однако подготовленное наступление сорвалось по вине Нассау-Зигена, который достиг Березового зунда только 21 июня и сразу перешел в наступление, не предупредив Чичагова и не дав отдыха гребцам. К ночи 22 июня, когда установился удобный для шведов ветер, его команды прекратили натиск.



Оказавшийся в безвыходном положении Густав III решился на отчаянный прорыв. Он направил через западный фарватер кильватерную колонну кораблей и фрегатов. Путь ей должны были расчистить брандеры. Вслед за кораблями ближе к берегу должны были самостоятельно прорываться в шхеры гребные суда. Утром, пока уставшие гребцы Нассау-Зигена отдыхали, шведские гребные суда отошли к своим главным силам, а часть их демонстративно атаковала правый фланг русской линии, отвлекая внимание от фланга левого, где корабельный флот с потерями прорывался сквозь отряды контр-адмиралов Повалишина и Ханыкова в западном проходе. Больше всего потерь шведам нанесли их брандеры: от их огня погибли корабль и фрегат. Несколько судов сели на мель и сдались.

Чичагов первоначально наблюдал, в какую сторону направятся шведы. Он дал сигнал Козлянинову начать атаку с тыла, затем подкрепил отряды Ханыкова и Повалишина и когда шведы прорвались, повел главные силы в преследование. Сначала он приказал легким судам атаковать и брать вражеские гребные суда, оказавшиеся в море беспомощной добычей. Увидев, что из-за Березовых островов появляется гребная флотилия, адмирал решил, что Нассау-Зиген и Козлянинов возьмут на себя пленение королевского гребного флота. Он собрал все парусные корабли и устремился за уходившим к Свеаборгу шведским флотом. Несмотря на то что адмирал вышел из Выборгского залива в числе последних, он оказался среди передовых преследующих. За время погони были взяты два шведских корабля, а остальные укрылись под батареями Свеаборга. Чичагову оставалось организовать наблюдение за портом, чтобы в нужный момент вывести главные силы. Он добился нейтрализации противника с относительно небольшими потерями, которые с лихвой компенсировали трофеи.
Тактика Чичагова в известной степени была вынужденной.
За Ревельское сражение Чичагова наградили орденом Святого Андрея Первозванного. После Выборгского — он стал первым моряком, удостоенным ордена Святого Георгия 1-й степени. Императрица одарила его поместьями в Белоруссии.

В последующие годы Василию Чичагову не довелось командовать в сражениях, ибо на Балтике у русского флота соперников не осталось. Одно движение эскадр, выводимых адмиралом в море, было настолько внушительным, что никто не решался противодействовать.
При Павле I Василий Яковлевич выступил против самодурства самодержавного генерал-адмирала, вышел в отставку и жил в имении как под арестом. Император не разрешал опальному флотоводцу приезжать в столицу. Умер адмирал Чичагов 4 апреля 1809 года и торжественно похоронен на кладбище при Александро-Невской лавре.

http://biopeoples.ru/


У основания памятника Екатерине находятся фигуры видных деятелей России второй половины 18 века: военачальников Суворова и Потемкина, графа П. Румянцева, поэта Державина, президента Академии художеств Бецкого, княгини Дашковой, возглавлявшей Академию наук и Российскую академию, графа Орлова, главы Коллегии иностранных дел Безбородко и флотоводца Чичагова.

Именем Василия Чичагова названы несколько островов, мысов, залив и гора на острове Кюсю.

Из десяти сыновей Василия Чичагова большинство служило на флоте, а Павел Васильевич Чичагов стал морским министром, немало сделавшим для укрепления флота.

Павел Васильевич Чичагов вошёл в историю как первый морской министр России, активный участник Отечественной войны 1812 года. В апреле 1812 года П.В.Чичагов сменил на должности командующего Дунайской армии М.И. Кутузова, назначен императором Александром - 1 Командующим Черноморским флотом, Губернатором Молдавским и Валахским.


ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ЧИЧАГОВ, 1726 - 1809, потомок старшего, но небогатого Костромского дворянского рода, сын сподвижника Петра 1, Якова Матвеевича, родился 28 Февраля 1726 года (а по показанию сына - в 1725 г.), учился в учрежденной Петром 1 Московской школе навигацких наук и пополнил свои знания в Англии. Зачисленный на службу в 1742 г. гардемарином, он в 1745 г. произведен в мичманы, но первое плавание совершил только в 1757 г. на корабле «Св. Михаил», отправленном в Зунд «по секретной комиссии». Затем Чичагов участвовал в экспедиции к берегам Пруссии, во время Семилетней войны, а в 1765 и 1766 гг. дважды ездил из Колы «в секретную экспедицию» для отыскания морского прохода в Камчатку, мимо Гренландии, но оба раза неудачно, вследствие льдов. В 1768 г. он был назначен главным начальником Архангельского порта, в 1770 г., по производстве в контр-адмиралы, - Ревельского и в 1773 г. - Кронштадтского. Приняв участие в Турецкой войне, Чичагов защищал Керченский пролив иполучил Георгия 4-й ст. , а по окончании войны произведен в вице-адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-коллегии. Адмирал и Александровский кавалер с 1782 г., Чичагов в том же году плавал с эскадрой в Средиземном море, в 1788 г. исполнял обязанности главного начальника Ревельского порта, а в 1789 г. командовал Балтийским Флотом. Во время Шведской войны он сначала вызвал неудовольствие Екатерины 2 своим отступлением после удачного боя при о. Эланде, но затем одержал две блестящая победы при Ревеле и Выборге, за что был награжден орденами св. Андрея и Георгия 1-й ст. , шпагой с алмазами, серебряным сервизом, 3805 душами крестьян и дворянским гербом. Екатерина 2, поручила Державину и Храповицкому составить надпись к бюсту Чичагова, в которую вошли бы его слова, и сама сочинила такую же надпись, которая потом была начертана в несколько измененном виде на надгробном памятнике Чичагова: «С тройною силою шли шведы на него, Не проглотят они нас и узнав, он рек: Бог защитник мой и Отразив, пленил и победу получил». В 1797 г. Чичагов вышел в отставку и скончался в глубокой старости, ослепнув в последние годы жизни, 4 Апреля 1809 года в Петербурге. Погребен на Лазаревом кладбище Александро-Невской лавры.
Чичагов принадлежит к числу выдающихся сподвижников Екатерины 2. Он никогда ни перед кем не заискивал и только исполнял свой долг, умел всегда держать себя с достоинством и тактом и отличался большой скромностью, чем и заслужил уважение своей Монархини. Долгое время живя лишь на жалованье, Чичагов не делал приемов и как можно дальше держался от придворной среды, являясь при дворе только по необходимости. Зато враги не щадили его и обвиняли в грубости и необразованности. Сын Чичагова, известный адмирал, в своих записках так изображает отца: «Он был истинно честный человек, почти беспримерного бескорыстия. Он был набожен без суеверия, высоко ценил добродетель и гнушался пороком; трезвый и воздержанный по необходимости и врожденному вкусу, он со строжайшей добросовестностью исполнял свои обязанности в отношении к Богу и престолу. Чуждый всяких происков, он ожидал всего от образа своих действий и от Божественного промысла, велениям которого подчинялся самоотверженно и в этом никогда не раскаивался». П. Я. Гамалея говорит о нем в своих записках: « В. Я. Чичагов был муж, стяжавший от всех почтение и любовь своими заслугами, добродетелями, а наипаче величайшею скромностью и кротостью нрава».

(С акварельного портрета из собрания Великого Князя Николая Михайловича.)

Адмирал, известен своим участием в Шведской войне 1789-1790 гг. Родом из дворян Костромской губернии, Ч. родился 28-го февраля 1726 г. и среднее образование получил в Морском училище (школа навигацких наук), учрежденном Петром Великим в Москве, по окончании курса в котором уехал в Англию с целью пополнить свои знания. 10-го апреля 1742 года он был зачислен во флотскую службу гардемарином, а в 1744 г. получил назначение состоять при Ревельской береговой команде, через год был произведен в мичманы, и в 1751 г. был назначен корабельным секретарем.

Через три года он получил чин лейтенанта, а в 1757 г. совершил свое первое плаванье на фрегате "Св. Михаил", отправленном "по секретной комиссии" в Зунд. Из Ревеля в Кронштадт он вернулся уже в качестве командира названного судна. В 1758 г. он получил чин капитан-лейтенанта, через 4 года - капитана 2-го ранга, в том же 1762 г. он состоял при проведении из С.-Петербурга в Кронштадт корабля "Святая Екатерина". В 1763 г. мы застаем его в Казани, куда он был командирован для освидетельствования заготовленного на пристани леса, а в следующем году он, уже в чине капитана 1-го ранга, командует кораблем "Ревель". 1764-1765 гг. выдвинули Ч. из среды его сверстников.

По инициативе Ломоносова, указом 14-го мая 1764 г. была снаряжена "даже от сената секретная" экспедиция в Ледовитый океан, имевшая целью исследовать путь через Полярное море к Камчатке.

Летом и осенью были сделаны приготовления, а в 1765 г. Ч., назначенный начальником экспедиции, состоявшей из трех судов, вышел в море из Колы, куда он прибыл в сентябре 1764 г. Плавание было неудачное.

Экспедиция сразу была задержана льдами и принуждена была зайти в Клокбайкский залив на острове Шпицбергене и некоторое время оставаться там. Выйдя в начале июля в море, Ч. взял курс на запад, но сплошные льды, встреченные экспедицией, заставили его повернуть на север. 23-го июля он достиг 80°26"" с. ш., но дальше не пошел, так как приближение осени и плавающие льды начинали внушать опасение за благополучный исход экспедиции.

Посоветовавшись с капитанами судов, Ч. повернул к Архангельску, куда и прибыл 20-го августа.

В С.-Петербурге остались недовольны результатом экспедиции и обвиняли начальника ее в том, что он повернул к северу, тогда как, по точному смыслу полученной им инструкции, он должен был держаться направления на запад, к берегам Гренландии. "Всего же главнее кажется то, что мореплаватели, кажется, рано вздумали о возвратном пути, не дожидаясь того, чтобы настоящая нужда или опасность их к этому принудила". В следующем году Ч., командуя теми же тремя судами, снова вышел в море с прежнею целью - отыскать морской путь через Северный Ледовитый Океан в Камчатку.

На этот раз экспедиция тоже не имела успеха.

Достигнув 80°30"" с. ш., Ч. вернулся обратно, так как не было никакой возможности пробиваться через встречавшиеся льды. Несмотря на неудачу, он, за двукратное плаванье в Северный океан, был награжден половинным жалованьем в пенсион.

В 1767 г. Ч. сухим путем вернулся из Архангельска в С.-Петербург и был немедленно назначен командиром петербургской корабельной команды.

В 1768 г. он занял должность главного начальника Архангельского порта, в которой и оставался до 1770 г., когда, получив чин контр-адмирала, был вызван в С.-Петербург.

В том же году он, командуя эскадрой, плавал до острова Готланда и, по возвращении, был назначен главным начальником Ревельского порта, но в 1771 г. снова ушел в Балтийское море, имея флаг на корабле "Граф Орлов" и командуя эскадрой, а в 1772 г., начальствуя тремя кораблями, плавал в Средиземном море. В октябре он вернулся сухим путем в С.-Петербург, был награжден орденом св. Анны и вступил в отправление своих обязанностей, как начальник Ревельского порта. В следующем году он был назначен главным начальником Кронштадтского порта и, командуя кронштадтской эскадрой, крейсировал до острова Готланда, имея флаг на корабле "Св. Андрей". В том же 1773 г. Ч. был командирован в Донскую экспедицию и, под командой адмирала Сенявина, защищал Керченский пролив от турецкого флота, причем не допустил его войти в Азовское море. Награжденный орденом св. Георгия 4-ой степени, Ч. 10-го июня 1775 г., в день празднования Кучук-Кайнарджийского мира, был произведен в вице-адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-коллегии.

В 1771 г. он был уволен в годовой отпуск, а в 1776 г. командовал практической эскадрой у Красной Горки: в 1782 г. он получил чин адмирала и орден св. Александра Невского; в том же году он плавал во главе эскадры в Средиземном море; в 1788 г. снова отправлял обязанности главного начальника Ревельского порта. Назначенный командиром Балтийского флота и командуя эскадрой из 20-ти кораблей, Ч. 15-го июля 1789 г. встретился у острова Эланда со шведской флотилией, считавшей в своем составе до 22-х судов, и, после семичасового боя, принудил шведов отступить к Карлскроне, а сам отошел к Финскому заливу. 6-го августа того же года Екатерина II, недовольная действиями Балтийского флота, писала Совету: "Из полученных реляций адмирала Ч. видно, что шведы атаковали его, а не он их, что он с ними имел перестрелку, что в оной потерял капитана бригадного ранга и несколько сот прочих воинов без всякой пользы Империи, что, наконец, возвратился к здешним водам, будто ради прикрытия залива Финского.

Я требую, чтобы поведение адмирала Ч. в Совете сличено было с данною ему инструкцией..." Совет, по рассмотрении образа действий Ч., нашел, что "сей адмирал удовлетворил совершенно данным ему предписаниям, опричь единого пункта - возвращения своего к Финскому заливу, в чем ему надобности не было". Этим дело и кончилось, а 2-го мая 1790 г. произошло известное ревельское сражение.

Шведский флот, состоявший из 26-ти линейных кораблей и разных других судов, напал на русскую эскадру, стоявшую под командой Ч. на Ревельском рейде; в эскадре этой было всего 10 кораблей.

После упорного сражения, длившегося 2? часа, шведы были разбиты, причем русскими был взят в плен 64-пушечный корабль "Принц Карл" и 300 людей; другой такой же корабль был сожжен.

Рассказывают, между прочим, что когда Екатерина II отправляла Ч. в Ревель, поручая ему команду над эскадрой, то, взвесив силы русских и шведов, выразила беспокойство об исходе долженствующего произойти сражения.

На это Ч. хладнокровно ответил: "Ну да что же?.. Не проглотят!.." Ответ этот так понравился Государыне, что она поручила Державину сочинить надпись к бюсту адмирала, в которую бы непременно входило его выражение.

Державин и секретарь Императрицы составили несколько более или менее удачных четверостиший.

Не довольствуясь этим, Екатерина II сама сочинила следующую надпись: "С тройною силою шли шведы на него, Узнав, он рек: Бог защитник мой! Не проглотят они нас! Отразив, пленил и победу получил". За ревельское сражение Ч. был награжден орденом св. Андрея Первозванного и пожалованием 1388 душ крестьян в потомственное владение.

По соединении ревельской эскадры с кронштадтской, Ч. блокировал шведский флот в Выборгской губе и, при попытке последнего прорваться, нанес ему решительное поражение, за что получил орден св. Георгия 1-го класса, шпагу с алмазами, серебряный сервиз и 2417 душ крестьян в потомственное владение.

Кроме того, Екатерина II пожаловала ему дворянский герб при собственноручном рескрипте.

С воцарением Павла Петровича, Ч. в 1797 г., по прошению, был уволен от службы и последние годы жил в С.-Петербурге, где и умер 4-го апреля 1809 г. Погребен Ч. в Александро-Невской лавре. В заключение для характеристики Ч., как человека, приведем отзыв о нем Екатерины II, взятый из письма Императрицы к Гримму от 14-го сентября 1790 г.: "Я не могу видеть Ч., чтобы не вспомнить слова князя де Линя о фельдмаршале Лаудоне, когда о нем кто-то спросил, по чему его можно узнать: “пойдите, - сказал он, - вы найдете его за дверью, сконфуженного своим достоинством и своими талантами”. Вот точное изображение моего адмирала". О Ч. подробнее см.: "Общий морской список", СПб., 1885 г., т. II; "Портретная галерея русских деятелей", СПб., изд. Мюнстера, 1865 г., статья Хмырова; - А. С. Шишков, "Военные действия российского флота против шведского в 1788, 89 и 90 гг.", изд. 1826 г.; "Кронштадтский Вестник", 1876 г., № 82; "Русские экспедиции для описания северных берегов Сибири" и т. д.; "Война России со Швецией 1789-90 г.", соч. Брикнера, в "Журнале Мин. Народного Просвещения", 1869 г., №№ 2, 3, 4, 6; "Морской Сборник", 1857 г., №№ 9, 1859 г., № 10, 1871 г., № 8; "Проект Ломоносова и экспедиция Чичагова", изд. Гидрограф. департамента, 1854 г.; "Чтения в Имп. Обществе истории и древностей России", 1862 г., № 1; И. Чистович, "Историческая записка о совете в царствование имп. Екатерины II ", СПб., 1870 г.; Леонид Чичагов, "Архив адмирала П. В. Чичагова", выпуск І, СПб., 1885 г.; "Сборник Русс. Исторического Общ.", т. XXIII, стр. 495; "Русская Старина", 1873, № 8; "Исторический Вестник", 1899, т. LXXVI, стр. 782, т. LXXIII, стр. 436; - "Энциклопедический словарь" Ефрона, т. LXXVI.; "Энциклопедия военных и морских наук", т. VIII; "Словарь" Старчевского, т. XII; "CПб. Вестник", 1805, ч. VI, стр. 119; "Сын Отечества", 1849, № 5, "Рус. Ист.", стр. 16-18; "Чтения в Общ. Истории и Древн. Рос.", 1862, т. І, 174-177. Б. Савинков. {Половцов} Чичагов, Василий Яковлевич (1726-1809) - адмирал.

По окончании обучения в Англии, Ч. поступил в морскую службу в 1742 г.; назначенный в 1764 г. помощником главного командира Архангельского порта, он дважды (1765 и 1766) ездил с тремя кораблями из Колы в "секретную экспедицию" для отыскания "морского прохода Северным океаном в Камчатку", но из-за льдов мог достичь только 80°21"" северной широты.

Впоследствии был главным командиром портов Архангельского, Ревельского и Кронштадтского.

После смерти адмирала Грейга, Екатерина II поручила Ч. главное начальство над флотом в войне со шведами (1789-1790), и он одержал три блестящие победы над более сильным неприятельским флотом - близ острова Эланда, на Ревельском рейде и близ Выборга, - взял в плен множество кораблей, фрегатов и других судов, более 5000 солдат и до 200 офицеров, с контр-адмиралом во главе. Это принудило Густава III к скорейшему заключению мира. В. P-в. {Брокгауз} Чичагов, Василий Яковлевич адмирал, герой шведской войны при Екат. II; р. 28 февраля 1726 г., † 4 апреля 1809 г. {Половцов} Чичагов, Василий Яковлевич (28 февр. 1726 - 9 окт. 1809) - рус. полярный мореплаватель, адмирал.

В 1764 был назначен начальником экспедиции с секретным заданием пройти через Сев. Ледовитый ок. к берегам Сев. Америки, затем на 3. и через Берингов прол. к Камчатке.

В 1765 достиг 80°26"" с. ш. к сев.-зап. от Шпицбергена и, встретив тяжелые льды, вернулся в Архангельск; неудачной была и вторая попытка в 1766, во время к-рой он достиг 80°30"" с. ш. Во время русско-швед. войны 1788-90 командовал рус. флотом и отличился в Эландском сражении (1789) и Ревельском бою (1790).

Сражения/войны Керченское сражение
Эландское сражение Ревельское сражение Выборгское сражение Награды и премии
Связи

Васи́лий Я́ковлевич Чичáгов (28 февраля (11 марта) (17260311 ) - 4 (16) апреля , Санкт-Петербург) - русский флотоводец екатерининской эпохи , носивший с 1782 года чин адмирала . Отец адмирала Павла Чичагова .

Биография

Происходил из дворянского рода Чичаговых . Учился первоначально в Школе навигацких наук , после чего получил дополнительное образование в Великобритании на королевском флоте . Обучение завершил в 1742 году, после чего с 16-ти лет поступил на службу в российский флот.

В 1764 году был назначен помощником главного командира Архангельского порта. Находясь на этой должности, дважды - в 1765 и 1766 годах - отправлялся в «секретные экспедиции» на трёх кораблях из порта Кола к Камчатке и Северной Америке, имевшими целью обнаружение «морского прохода Северным океаном в Камчатку » (проект академика М. В. Ломоносова , который предположил, что длительный солнечный прогрев в полярный день приводит к освободждению океана вокруг полюса ото льда), где предполагалась его встреча с отрядом П. К. Креницына . Однако, из-за тяжёлых льдов эти экспедиции достигали лишь 80° 26’ северной широты к северо-западу от Шпицбергена в первый раз и 80° 30’ северной широты во второй, после чего вынуждены были возвращаться в Архангельск.

Впоследствии Чичагов занимал пост главного командира Архангельского, Ревельского и Кронштадтского портов. Во время Русско-турецкой войны в 1772-1774 годах Чичагов командовал одним из отрядов Донской флотилии , которая обороняла Керченский пролив . В 1782 году получил звание адмирала.

После смерти адмирала С. К. Грейга , Екатерина II назначила Чичагова командующим флотом во время войны со шведами . В этой должности он одержал победы над превосходящими силами противника в Эландском (1789 год), Ревельском (1790 год) и Выборгском сражениях , взяв при этом в плен множество кораблей, фрегатов и других судов, более 5000 солдат и до 200 офицеров, в том числе шведского контр-адмирала. Эти победы принудили шведского короля Густава III к скорому заключению мира.

С именем Чичагова связан известный исторический анекдот, согласно которому во время аудиенции у Екатерины II адмирал, рассказывая о выигранном сражении, так увлекся, что, позабыв об этике и правилах приличия, начал обильно материться, ругая шведов. Опомнившись, Чичагов смутился и принялся просить прощения, но Екатерина тактично сделала вид, что не поняла непристойных выражений, сказав: «Ничего, Василий Яковлевич, продолжайте; я ваших морских терминов не разумею».

Вышел в отставку в 1797 году. Умер 4 апреля 1809 года, был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры . Надпись на надгробном памятнике, сочинённая лично Екатериной II, гласит:

С тройною силою шли шведы на него. Узнав, он рек: Бог защитник мой. Не проглотят они нас. Отразив, пленил и победы получил.

Награды

  • Орден Святой Анны (октябрь );
  • Орден Святого Георгия IV класса (26 ноября ) - за проведение 18 кампаний;
  • Орден Святого Александра Невского (24 ноября );
  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного () - за победу в Ревельском сражении;
  • Орден Святого Георгия I класса (26 июля ) - за победу в Выборгском сражении.

Память

В честь Василия Чичагова названы:

  • Гора Чичагов (55°43′ с. ш. 160°12′ з. д.  /  55.717° с. ш. 160.200° з. д.  / 55.717; -160.200 (G) (Я) ), на п-ове Аляска ;
  • Гора Чичагов (367 м), на острове Западный Шпицберген , архипелага Шпицберген ;
  • Залив Чичагова (55°39′ с. ш. 160°15′ з. д.  /  55.650° с. ш. 160.250° з. д.  / 55.650; -160.250 (G) (Я) ), в Тихом океане , на южном побережье п-ова Аляска ;
  • Залив Чичагова, в Тихом океане , остров Нуку-Хива в Южной Полинезии , Маркизский архипелаг;
  • Мыс Чичагов (58°22′ с. ш. 157°32′ з. д.  /  58.367° с. ш. 157.533° з. д.  / 58.367; -157.533 (G) (Я) ), на северо-западном берегу п-ова Аляска ;
  • Мыс Чичагов (Сата), на западном берегу острова Кюсю , Япония;
  • Мыс Чичагов, на острове Нуку-Хива , Маркизский архипелаг;
  • Мыс Чичагов, на острове Западный Шпицберген ;
  • Остров Чичагов (57°52′ с. ш. 135°47′ з. д.  /  57.867° с. ш. 135.783° з. д.  / 57.867; -135.783 (G) (Я) ), в Тихом океане , Александровский архипелаг , Аляска ;
  • О-ва Чичагова (81°32′ с. ш. 56°48′ в. д.  /  81.533° с. ш. 56.800° в. д.  / 81.533; 56.800 (G) (Я) ), в архипелаге Новая Земля ;
  • Пролив Чичагова (56°21′ с. ш. 132°29′ з. д.  /  56.350° с. ш. 132.483° з. д.  / 56.350; -132.483 (G) (Я) ), между островами Этолина на юге и Воронковского на севере в Александровском архипелаге , Аляска .

Примечательно, что Чичагов изображён на почтовом блоке марок Республики Чад .

Напишите отзыв о статье "Чичагов, Василий Яковлевич"

Примечания

Литература

  • Лебедев А.А . В.Я. Чичагов и его роль в истории русского парусного флота // Гангут. - 2011. - № 63 - 64
  • Лебедев, А. А. Выборгское сражение 1790 г. в свете известного, но «неудобного» источника // Санкт-Петербург и страны Северной Европы: Материалы Пятнадцатой ежегодной международной научной конференции. - СПб., 2014. - С. 106-116.
  • Пасецкий В. М. . Арктические путешествия россиян. - М.: Мысль, 1974. - 230 с.: ил.
  • Пасецкий В. М. Русские открытия в Арктике. - Часть 1. - СПб.: Адмиралтейство, 2000. - 606 с.: ил. - Серия «Золотое наследие России».
  • Русские мореплаватели / Под ред. В. С. Лупача. - М.: Воениздат, 1953. - 672 с.
  • Скрицкий Н. В. Два адмирала Чичагова. - М.: Центрполиграф, 2012. - 559 с. - Серия «Россия забытая и неизвестная» - 3000 экз., ISBN 978-5-227-03207-2
  • Усыскин Л. Б. Адмирал Василий Чичагов / Лев Усыскин.. - М .: ОГИ, 2009. - 240 с. - 1 000 экз. - ISBN 978-5-94282-583-6 . (в пер.)

Ссылки

  • Чичагов Василий Яковлевич - статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание).

Отрывок, характеризующий Чичагов, Василий Яковлевич

– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.
Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем то ненужном. Они сбираются ехать куда то. Князь Андрей смутно припоминает, что все это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно. Но в то же время как он бессильно неловко подползает к двери, это что то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в нее. Что то не человеческое – смерть – ломится в дверь, и надо удержать ее. Он ухватывается за дверь, напрягает последние усилия – запереть уже нельзя – хоть удержать ее; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.
Еще раз оно надавило оттуда. Последние, сверхъестественные усилия тщетны, и обе половинки отворились беззвучно. Оно вошло, и оно есть смерть. И князь Андрей умер.
Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся.
«Да, это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!» – вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор не оставляла его.
Когда он, очнувшись в холодном поту, зашевелился на диване, Наташа подошла к нему и спросила, что с ним. Он не ответил ей и, не понимая ее, посмотрел на нее странным взглядом.
Это то было то, что случилось с ним за два дня до приезда княжны Марьи. С этого же дня, как говорил доктор, изнурительная лихорадка приняла дурной характер, но Наташа не интересовалась тем, что говорил доктор: она видела эти страшные, более для нее несомненные, нравственные признаки.
С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна – пробуждение от жизни. И относительно продолжительности жизни оно не казалось ему более медленно, чем пробуждение от сна относительно продолжительности сновидения.

Ничего не было страшного и резкого в этом, относительно медленном, пробуждении.
Последние дни и часы его прошли обыкновенно и просто. И княжна Марья и Наташа, не отходившие от него, чувствовали это. Они не плакали, не содрогались и последнее время, сами чувствуя это, ходили уже не за ним (его уже не было, он ушел от них), а за самым близким воспоминанием о нем – за его телом. Чувства обеих были так сильны, что на них не действовала внешняя, страшная сторона смерти, и они не находили нужным растравлять свое горе. Они не плакали ни при нем, ни без него, но и никогда не говорили про него между собой. Они чувствовали, что не могли выразить словами того, что они понимали.
Они обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда то туда, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо.
Его исповедовали, причастили; все приходили к нему прощаться. Когда ему привели сына, он приложил к нему свои губы и отвернулся, не потому, чтобы ему было тяжело или жалко (княжна Марья и Наташа понимали это), но только потому, что он полагал, что это все, что от него требовали; но когда ему сказали, чтобы он благословил его, он исполнил требуемое и оглянулся, как будто спрашивая, не нужно ли еще что нибудь сделать.
Когда происходили последние содрогания тела, оставляемого духом, княжна Марья и Наташа были тут.
– Кончилось?! – сказала княжна Марья, после того как тело его уже несколько минут неподвижно, холодея, лежало перед ними. Наташа подошла, взглянула в мертвые глаза и поспешила закрыть их. Она закрыла их и не поцеловала их, а приложилась к тому, что было ближайшим воспоминанием о нем.
«Куда он ушел? Где он теперь?..»

Когда одетое, обмытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться, и все плакали.
Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг.
Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними.

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.