Меню Рубрики

Зачем юлий цезарь носил лавровый венок. Зачем Юлий Цезарь носил лавровый венок: интересные факты из жизни диктатора. Проблема выпадающих волос в исторической перспективе

Пришёл, увидел, победил: 12 июля - день рождения выдающегося политического деятеля, полководца и скандально известного "пожизненного диктатора" Римской республики Гая Юлия Цезаря. собрал интересные факты об этой исторической личности.

Уоррен Уильям в роли Юлия Цезаря в фильме "Клеопатра" (1934)

1. Юлий Цезарь имел болезненный вид: кожа его была бледной, а телосложение слабым. Его мучили головные боли и микроинсульты, но врачи того времени приписывали Цезарю припадки эпилепсии, которую в Риме называли "священная болезнь". Также врачи предполагали, что у Юлия был ленточный червь. Сейчас медики склоняются к тому, что у Цезаря были проблемы с сосудами и мигрень, что могло перейти в эпилепсию.

Рекс Харрисон в роли Юлия Цезаря в фильме "Клеопатра" (1963)

2. Вопреки распространенному мнению, Юлий Цезарь никогда не был императором. Потому что в то время Рим был республикой. Юлий Цезарь занимал должность великого понтифика, диктатора, консула и полководца.

Ален Делон в роли Юлия Цезаря "Астерикс на Олимписйких играх" (2008)

3. Диктатор был и литератором: Гай Юлий Цезарь писал трактаты, которые сейчас считаются классикой древнеримской литературы и выступают эталоном для изучения латыни.

Кадр из фильма "Астерикс и Обеликс против Цезаря"

4. В моменты гнева Юлий Цезарь читал про себя буквы латинского алфавита, чтобы успокоиться.

5. Гай Юлий Цезарь стал носить лавровый венец для того, чтобы скрыть лысину.

6. Несмотря на то, что Юлий был патрицием (родовым аристократом), его судьба и будущее ставились под сомнение, поскольку он был рожден в довольно бедной семье и жил в нищем районе.

7. Цезарь враждовал со своим другом, Гнеем Помпеем Великим. Когда-то они состояли в первом триумвирате (объединении ведущих политиков) вместе с Марком Лицинием Крассом. Но после смерти Красса триумвират распался, и отношения двух друзей стали ухудшаться, что привело к гражданской войне. Цезарь выиграл сражение при Фарсале, а Помпей бежал в Александрию к Птолемею XIII, правителю Египта, надеясь на укрытие. Но Птолемей, желая угодить Юлию Цезарю, убил Гнея Помпея, отрубив ему голову. И когда Цезарю принесли голову полководца в соломенной корзине, он заплакал.

Цезарь и Клеопатра

8. Чтобы встретиться с Юлием Цезарем, последняя царица Египта Клеопатра VII Теа Филопатор придумала хитрый план: слуги завернули её в мешок для белья и принесли полководцу. Когда мешок опустили на пол, Клеопатра тут же вскочила на ноги. И в этот миг Юлий Цезарь в неё влюбился.

Луи Кэлхерн в фильме "Юлий Цезарь" (1953)

9. Разница в возрасте между Цезарем и Клеопатрой составляла 31 год.

10. Ни один ребёнок Цезаря не выжил: дочь по имени Юлия, от первой жены Корнелии, умерла при родах, ее новорожденный прожил недолго; а сын от Клеопатры Птолемей XV Цезарион был убит своим же учителем по приказу Октавиана Августа, когда тот стал императором Римской империи.

11. Цезарь был убит в результате заговора. Предатели нанесли ему 23 колотые раны.

Елена Кукина

РАТНИКИ ВОИНСТВА ХРИСТОВА Русские священники в Великой Отечественной войне _______________________________________________________________________ Сегодня мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в солдатской шинели, с винтовкой в руке и молитвой на устах. Статистики никто не вел. Но батюшки не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, а еще и получали награды – почти сорок священнослужителей были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более пятидесяти – «За доблестный труд во время войны», несколько десятков – медалью «Партизану Великой Отечественной войны». А скольких еще награды обходили стороной? _______________________________________________________________________ Священник Федор Пузанов (1888-1965) Участник двух мировых войн, георгиевский кавалер – награждён крестами 1-й, 2-й и 4-й степеней, награжден, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. Принял священный сан в 1926 году. В 1929 был посажен в тюрьму, затем служил в сельском храме. Во время войны собрал в селах Заполье и Бородичи 500 000 рублей и передал их через партизан в Ленинград на создание танковой колонны Красной Армии. «Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий, - писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. - Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны». С 1948 года и до смерти настоятель Успенского храма в селе Молочкове Солецкого района Новгородской области. Георгиевский крест 2-й степени Георгиевский крест 3-й степени Георгиевский крест 4-й степени Медаль «Партизану Отечественной войны» 2-й степени _______________________________________________________________________ Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) (1919-2017) Духовник Троице-Сергиевой Лавры, духовный отец трёх русских Патриархов: Алексия I, Пимена и Алексия II. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году. Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашёл Евангелие. Иногда архимандрита Кирилла отождествляют со знаменитым сержантом Я. Ф. Павловым, также участвовавшим в Сталинградской битве и оборонявшим знаменитый «дом Павлова». Однако речь идет об однофамильце - гвардии старший сержант Яков Павлов после войны находился на партийной работе и в монахи не постригался. После демобилизации Иван Павлов поступил в Московскую духовную семинарию, а по её окончании - в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году. 25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. В 1954-1955 годах, в начале своего пребывания в Лавре, старец был пономарем в Троицком соборе, затем позднее – лаврским кассиром, помощником казначея и, наконец, казначеем Лавры. В 1956 году последовало его награждение набедренником, в 1957 году – наперсным крестом. 30 октября 1959 года епископ Дмитровский Пимен (Извеков) возвел иеромонаха Кирилла в Трапезном храме Лавры в сан игумена; в 1962 году он получил крест с украшением. 7 октября 1965 года Святейший Патриарх Алексий I возвел отца Кирилла в сан архимандрита. В 1979 году в связи с шестидесятилетием духовник Лавры архимандрит Кирилл был награжден правом ношения второго креста с украшением. В 1999 году награжден патриаршим наперсным крестом. Скончался вечером 20 февраля 2017 года в Патриаршей резиденции в Переделкине. Похоронен в Троице-Сергиевой лавре. Награжден: - орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени (1971 г.); - орден преподобного Сергия Радонежского, I степени (1999 г.); - орден Отечественной войны 2-й степени; - орден Славы 3 степени; - медаль «За оборону Сталинграда» - юбилейная медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» орден преподобного Сергия Радонежского первой степени Орден святого равноапостольного великого князя Владимира третьей степени Орден Отечественной войны 2-й степени Орден Славы 3 степени Медаль «За оборону Сталинграда» Юбилейная медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» _______________________________________________________________________ Протоиерей Глеб Каледа (1921-1994) Родился в 1921 г. в г. Петрограде. Отец - Александр Васильевич Каледа († 1958) - экономист, мать - Александра Романовна († 1933). Семья была православной. Раннее детство провел в Белоруссии на родине отца. С 1927 г. семья живет в Москве. Здесь старший сын в семье - Глеб закончил среднюю школу. С начала Великой Отечественной войны был призван в армию, и с декабря 1941 г. по сентябрь 1945 г. находился в действующей армии, служил радистом в дивизионе гвардейских минометов «катюш», участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом. Гвардии рядовой Каледа был награжден 16-ю орденами и медалями, в том числе орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Отечественной воины и медалью «За отвагу». После войны, в 1945 г., сдав экстерном экзамены за первый курс, поступил в Московский геолого-разведочный институт, который окончил с красным дипломом в 1951 г., по институтскому курсу обучения. Защитил кандидатскую диссертацию, работал в учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, экспедициях и по совместительству в общеобразовательных организациях. Докторскую диссертацию защитил по теме: “Латеральная изменчивость отложений на тектонических структурах. Ее значение для поиска, прогноза и разведки нефтяных и газовых месторождений”. В 1972 г. он был тайно рукоположен в диакона и иерея, и с этого момента обширная научная деятельность (защита докторской диссертации, присвоение звания профессора, руководство сектором и отделом) проходит одновременно с тайным священническим служением в домовой церкви. После выхода в 1990 г. на открытое священническое служение и вплоть до 1994 г. – клирик и настоятель в московских храмах, основатель и первый ректор православных катехизаторских курсов (которыми была заложена основа сегодняшнего Свято-Тихоновского богословского института), зав. сектором просвещения и катехизации Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, первый настоятель храма Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме (будучи в это же время священником храма Преподобного Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре); в 1994 г. возведен в сан протоиерея. Имеет богословские работы, посвященные вопросам апологетики, православного воспитания и образования, публиковавшиеся в ЖМП, “Православной беседе”, в ж-лах “Путь Православия”, “Альфа и Омега” и др. изданиях. Список его научных публикаций включает свыше 170 названий. При этом он стремился охранить православное вероучение от псевдо-научных нападок. В период хрущевского гонения он написал апологическу работу «Библия и наука о сотворении мира», в которой показал отсутствие принципиальных противоречий между библейским и научным представлениями о возникновении Вселенной. После тайного принятия священства составил большую богословскую работу «Домашняя Церковь», в которой рассмотрел семью как особое церковное служение. Однажды, рассказывая о судьбах Церкви, он вскинул руку с широко разведенными пальцами и воскликнул: “Пять моих духовников скончались “там”, - и так, что стало понятно, чем было для него это пятикратное духовное сиротство, - и какую силу даровал Господь этому человеку, чтобы все преодолеть. Последнюю в своей жизни службу Всем святым, в земле Российской просиявшим, о. Глеб служил как службу мученикам, в красных ризах, и вдохновенной была его проповедь о подвиге известных и безвестных миллионов свидетелей, исповедников, мучеников и страстотерпцев, - о его народе. …Незадолго до того, как в последний раз отправиться в больницу, он сказал на литургии Преображения: “Хорошо нам быть на Фаворе, но путь к спасению лежит через Голгофу”. Будучи тяжело болен и находясь в Боткинской больнице, сильно страдал от болей, но по-прежнему живо интересовался происходящим в приходе. Диктовал свои наблюдения о православном образовании для материалов архиерейского Собора. Скончался 1 ноября 1994 года. Последние его слова были: «Не волнуйтесь, мне очень хорошо». Похоронен на Ваганьковском кладбище. Награжден: - наперсный крест (от патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 1993) - орден Красного Знамени (28.02.1945) - орден Отечественной войны II степени (30.09.1944) - медаль «За отвагу» (15.07.1943) Орден Красного Знамени Орден Отечественной войны 2-й степени медаль «За отвагу» _______________________________________________________________________ Протоиерей Николай Колосов (1915-2011) Сын священника, за это был исключен из школы. Воевал в Тульской области, в 1943 году воевал на линии Болохово-Мценск Повсюду тела убитых и раненых. В воздухе – сплошной стон. Стонут люди, стонут лошади. Я подумал тогда: «А еще говорят, что ада нет. Вот он, ад». Стояли на реке Сож в Смоленской области. В августе 1944 года ранен под Белостоком. После войны поступил в семинарию. Накануне Петрова дня 1948 года рукоположен во священный сан. Прошел через хрущевские гонения. Русские священники в Великой Отечественной войне Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) (1924-2001) Родился на хуторе Кутепове (ныне Киреевский район Тульской области) в семье крестьянина. По окончании средней школы был зачислен в Тульское пулемётное училище и в 1942 году направлен на фронт. Воевал рядовым под Сталинградом. После ранения (два пулемётных ранения и обморожение конечностей) попал в госпиталь, откуда после ампутации пальцев обеих ног, демобилизовался и в 1943 году возвратился в Тулу. С октября 1946 года был секретарём Тульского архиепископа Антония (Марценко), арестованного в декабре 1951 года. В сентябре 1950 года поступил в 3-й класс Московской духовной семинарии. В 1953 году был принят в клир Вологодской епархии и назначен на должность сверхштатного псаломщика при Череповецком кафедральном соборе. 12 июля 1953 года епископом Гавриилом (Огородниковым) рукоположён во диакона к Казанской церкви города Устюжны. В 1954-1958 годы обучался в Ленинградской духовной академии. Кандидат богословия. В ноябре 1959 года рукоположён в сан священника. 20 декабря 1959 года принял монашество, став последним постриженником Киево-Печерской лавры перед её закрытием, и в начале 1960 года назначен инспектором Саратовской духовной семинарии, закрытой после окончания 1960/1961 учебного года. 28 августа 1961 года возведён в сан архимандрита. 10 сентября 1961 года хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского. С 9 октября 1963 года епископ Омский и Тюменский. 16 декабря 1969 года - епископ Ростовский и Новочеркасский. С 1 декабря 1970 года - епископ Владимирский и Суздальский. 9 сентября 1972 года возведён в сан архиепископа. С 17 апреля 1975 года - архиепископ Калужский и Боровский. С 11 июня 1977 года - архиепископ Горьковский и Арзамасский. 25 февраля 1991 года возведён в сан митрополита. Скончался в 8:45 21 июня 2001 года. Награжден: - орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (1963) - орден преподобного Сергия Радонежского II степени (1981) - орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (1986) - медаль «За боевые заслуги» - орден Отечественной войны II степени - орден Трудового Красного Знамени - орден Дружбы народов орден преподобного Сергия Радонежского второй степени Орден святого равноапостольного великого князя Владимира первой степени Орден святого равноапостольного великого князя Владимира второй степени Орден Отечественной войны 2-й степени Медаль «За боевые заслуги» Орден Трудового Красного Знамени орден Дружбы народов _______________________________________________________________________ Протоиерей Алексей Осипов (1924-2004) Родился в Саратовской губернии, в 1942 заканчивает среднюю школу. Направлен в дивизион тяжелых минометов Резерва Ставки Верховного Главнокомандующего. Этот дивизион был придан 57 армии, отражающей немецкое наступление южнее Сталинграда. С началом нашего контрнаступления корректировщику огня рядовому Осипову пришлось пройти с тяжелыми боями через Калмыцкие степи к Ростову-на-Дону. Здесь 3 февраля 1943 года в одном бою Алексей Павлович получил два ранения. Сначала осколочное в предплечье и в грудь, но поля боя не покинул, а вечером ему раздробило ступню. Ступню и часть голени сохранить не удалось, они были ампутированы. После лечения молодой солдат-инвалид, награжденный медалями: «За отвагу» и «За оборону Сталинграда» вернулся в родные места на Волгу. В 1945 году, за очень короткий срок он окончил Сталинградский учительский институт с отличием и сдал экстерном экзамены за курс Воронежского педагогического института. Был исключен за то, что читал на клиросе. Заканчивает Одесскую Духовную семинарию, Московскую Духовную академию и окончил ее в 1952 г. со степенью кандидата богословия. Направлен в Новосибирскую епархию, в октябре 1952 года Алексий Осипов был рукоположен митрополитом Варфоломеем во диакона и во священника. Отец Алексий стал первым священником Новосибирской епархии – выпускником возрожденной Академии. Менее полугода священник Алексий Осипов служил в Вознесенском кафедральном соборе, великим постом 1953 года он назначается в Никольский храм села Новолугового. В 1957 году он вновь назначается в собор уже настоятелем. В 1958 году вновь служит в Новолуговом, в 1960 – в Никольской церкви Абакана, а с 1961 года настоятелем Никольской церкви Старокузнецка (ныне часть Новокузнецка). В этом храме отец Алексий прослужил двадцать лет до 1980 года. С 1980 года и до кончины, последовавшей 29 мая 2004 года, протоиерей Алексий Осипов жил и служил в Подмосковье Награжден: - право ношения митры (1992 г.) - право служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни (1999 г.) - орден преподобного Сергия Радонежского III степени - орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени - орден Отечественной войны I степени - орден Отечественной войны II степени - медаль «За отвагу» - медаль «За оборону Сталинграда» орден преподобного Сергия Радонежского третьей степени Орден святого благоверного князя Даниила Московского третьей степени Орден Отечественной войны 1-й степени Орден Отечественной войны 2-й степени медаль «За отвагу» Медаль «За оборону Сталинграда» _______________________________________________________________________ Архидиакон Андрей Мазур (1926-2018) Священнослужитель Русской православной церкви, патриарший архидиакон двух Патриархов Московских и всея Руси: Алексия II и Кирилла. Участник Великой Отечественной войны. Родился в 1926 году в селе Новый Кокорев на Западной Украине (до 1939 года - в составе Польши), расположенном неподалеку от Почаевской лавры. Отец Лазарь Прокопьевич - церковный староста сельского храма. Мать, Агафья Филипповна, умерла в 1930 году.

Из тщеславия, а не как символ победы.

В своей книге «Жизнь двенадцати цезарей» (121 г.) древнеримский историк Светоний отмечает, что Юлий Цезарь «обычно зачесывал поредевшие волосы с темени на лоб», а потому «с наибольшим удовольствием принял и воспользовался правом», данным ему сенатом, «носить лавровый венок» победителя когда ему заблагорассудится.

Цезарь сильно переживал из‑за своей лысины. Клеопатра, с которой у него был роман, порекомендовала императору рецепт «проверенного» средства: целебную мазь из измельченных жженых мышей, медвежьего сала, зубов лошади и костного мозга оленя, которую следовало втирать в голову, пока та не «пустит ростки». Судя по всему, чудо‑бальзам оказался неэффективным.

Цезарь, кстати, был не единственным генералом с проблемой волос. Согласно греческому историку Полибию, карфагенский полководец Ганнибал (247–183 гг. до н. э.) нашел способ обойти эту досадную неприятность: «Он повелел изготовить несколько париков, выкрашенных так, чтобы подходить к внешности людей, сильно отличавшихся друг от друга по возрасту, и постоянно менял их». Даже близкие друзья Ганнибала порой с трудом узнавали его.

До установления империи римляне носили волосы просто. Впоследствии прически становились все более изощренными, в моду вошли парики. Так, императрица Мессалина (17–48) имела целую коллекцию светло‑желтых париков, которые надевала, «подрабатывая» в борделях. (По закону римские проститутки должны были носить светло‑желтые парики – как знак своей профессии.) Парики продолжали носить и после того, как Рим стал христианским (в 313 г.), но уже вскоре Церковь осудила их как смертный грех.

Традиция вручать лавровый венок победителю восходит к VI веку до н. э. – к Пифийским играм в Дельфах. Эти состязания проводились в честь бога Аполлона, который обычно изображался в венке из листьев лавра – в память о нимфе Дафне, обратившейся в лавровое дерево, дабы спастись от Аполлоновых домогательств.

Помимо символа победы, лавр также считался целебным растением, поэтому венок из его листьев получали и врачи, прошедшие обучение. Именно отсюда берут начало такие академические выражения, как «бакалавр еат», «бакалавр искусств» (сокр. англ. BA ) и «бакалавр наук» (сокр. англ. BSc ). Все они происходят от латинского bacca lauri , «плод лавра».

Никто, однако, не знает, откуда взялась латинская фамилия «Цезарь».

По убеждению Плиния Старшего, происхождение фамилии обусловлено тем, что первый Цезарь (как и Макбет) был «вырезан из чрева матери»: caesus по‑латыни «разрез». Именно идея Плиния лежит в основе происхождения термина «кесарево сечение». Но это заблуждение: в те времена подобные операции проводили лишь для того, чтобы извлечь живой плод из чрева умершей матери, а мать Цезаря, Аврелия, как известно, прожила еще долго после рождения сына.

Наиболее правдоподобное, на наш взгляд, объяснение фамилии «Цезарь» – то, что она происходит от латинского caesaries , т. е. «прекрасная копна кудрей».

Согласно одной из теорий, Цезарь носил венок вместо короны, ведь он никогда так и не стал царем. Он начал гражданскую , отвоевал Рим и тем самым немало сделал для развития . За это Цезарь был назначен пожизненным консулом империи, его называли императором, отцом отечества, хвалили его и угождали ему, но для самого полководца главным символом власти был венок из лавра.

Существует и другая версия, согласно которой, Цезарь рано начал лысеть и так как он был статным мужчиной и пользовался успехом , то пытался всячески скрыть этот недостаток. Лавровый венок подходил для этого как нельзя , ведь по своему положению Цезарь мог венок постоянно.

По иронии судьбы, фамилия «Цезарь» происходит от латинского слова «caesaries», что означает «превосходная копна волос».

Что расскажет Светоний

Древнеримский историй Светоний, который описал жизнь Юлия Цезаря, отмечал, что правитель зачесывал изрядно поредевшие волосы с темени на лоб, желая скрыть намечающуюся лысину. Также Светоний писал, что когда сенат дал Цезарю право постоянно носить лавровый венок победителя, он принял это с удовольствием и пользовался этим правом постоянно.

Древнеегипетская царица Клеопатра, которая сочувствовала Цезарю, дала ему рецепт снадобья от лысины. В его входили измельченные сожженные мыши, зубы лошади, мозг оленя, медвежье сало и другие компоненты. Эту мазь следовало втирать в голову, ожидалось, что она «пустит ростки». По всей видимости, как пишет Светоний, Цезарь воспользоваться советом своей коронованной любовницы ( Цезаря и Клеопатры считается практически бесспорным историческим фактом). Но снадобье не помогло, поэтому Цезарю пришлось, как и прежде, полагаться на лавровый венок.

Проблема выпадающих волос в исторической перспективе

Согласно историческим данным, Цезарь был не единственным знатным господином, которого мучила намечающаяся лысина. Его коллега по несчастью, Ганнибал, полководец из Карфагена, велел изготовить для себя несколько различных париков, желая таким образом скрыть недостойный с его точки зрения недостаток.

В дальнейшем римская церковь осудила ношение париков, как смертный грех. Правда, спустя несколько столетий это решение было изменено.

Все парики Ганнибала различались по прическе и по цвету, поэтому он мог переодеваться в соответствующие