Меню Рубрики

Балалаева Е.Ю. Положительные и отрицательные аспекты электронных учебных изданий. Конспект урока на тему: «Положительные и отрицательные числа» Отрицательные стороны информатизации образования

Тема «Положительные и отрицательные числа» Класс: 6 Программа: программа основного общего образования по математике Учебник: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, «Математика» Цель урока: Образовательная: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по темам «Координатная прямая», «Противоположные числа», «Модуль числа». развивающая: способствовать формированию умений: обобщать, сравнивать, выделять главное, развивать математический кругозор, мышление, внимание и память. воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике. Предметные результаты:  развивать вычислительные навыки,  формировать умение применять изученное понятия для решения задач практического характера. Метапредметные УУД:  Познавательные – применять методы информационного поиска, декодирование, знаково­символическое моделирование;  Регулятивные ­ определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно­практической; оценивать результаты работы, анализировать собственную работу.  Коммуникативные ­ планировать учебное сотрудничество, грамотно выражать свои мысли и выслушивать мнение команды, не перебивая, принимать коллективное решение;  Личностные УУД:  развивать чувство патриотизма, совершенствовать имеющиеся знания, умения, оценивать собственную деятельность: свои достижения, инициативу, причины неудач. Тип урока: урок обобщения и систематизации. Применяемые методы, педтехнологии: дидактическая игра. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Используемые средства обучения: интерактивная доска, презентация, плакаты, раздаточный материал для работы в группах, учебник для 6 класса по математике А.Г. Мордковича. Используемые Интернет­ресурсы: 1. Стребкова Н.С. ­ http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/deystviya­s­desyatichnymi­drobyami­ 2. Ранько Е.А. Шаблон презентации. - URL: http://pedsovet.su/ Этапы урока 1. Организа­ция класса (2 мин) 2. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся (5 мин) Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Создать благоприятный психологичес­ кий настрой на работу Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока. Делают записи в тетрадях ­Здравствуйте ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости, поприветствуйте их. Откройте тетради, запишите число Вместе с учениками определяет тему и цель урока. ­Какую тему мы с вами закончили изучать? А с какими новыми понятиями мы познакомились в этой теме? ­ А что нового научились делать? ­ Мы написали вчера к.р. Сделали работу над ошибками, проанализировали их. Но перейти сразу к новой теме нам рано. Что мы обычно Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Формулируют учебную проблему и тему урока. ­ называют все новые понятия темы ­ называют все новые действия ­повторяем, закрепляем знания и обобщаем материал Л: самоопределение. Р: целеполагание. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. К: постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, П: логический анализ объектов с целью выделения признаков, самостоятельное выделение­ формулирование познавательной цели. Р: выделение и осознание

делаем, когда тема подошла к концу? ­ Итак, какая тема будет сегодняшнего урока? ­ Какую цель мы поставим себе сегодня? ­А как нам достичь поставленной цели? (Слайд 2) Напоминает, как заполнять листы самооценки. 3. Актуализация. (8 мин) Актуализация опорных знаний и способов действий. Повторение теории по теме. (Слайд 3) ­Давайте проверим свои работы. Просит прочитать ответы разных учеников. ­ Оцените себя, заполните листы самооценки повторить, обобщить ­ «Положительные и отрицательные числа» ­ и систематизировать материала по этим темам ­ повторим теорию, решать упражнения Отвечают письменно на вопросы. 4.Обобщение и систематизация знаний. (10 мин) Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных Организовывает работу в парах. Задаёт вопросы. Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Выдвигают предположения. ­ Итак, мы отлично справились с теоретическим заданием. Поэтому готовы отправиться в путешествие в историю математики. На карточках у вас задание, расшифровав которые вы узнаете, где Выполняют задание в парах, кооперируют усилия по решению учебной задачи, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, распределяют роли. По того, что уже пройдено. целеполагание. Л: самоопределение. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков Р: осознание того, что уже пройдено. Л: совершенствование имеющихся знаний, умений; умение оценить собственную деятельность К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принятие коллективного решения, управление поведением партнера, оценка действий партнера. П: логический анализ объектов с целью

выделения признаков. Применение метод информационного поиска, декодирование. доказательство. Р: планирование, прогнозирование. Л: совершенствование имеющихся знаний, умений; умение оценить собственную деятельность: свои достижения, инициативу, причины неудач. недостатков. впервые появились отрицательные числа. (Слайд 5) окончании выполнения задания наглядно представляют результаты работы пары. ­ Если вы верно выполнили, то получили название страны – Китай. ­ Заполняем лист самооценки. Заполняют лист самооценки. числа Отрицательные ­ появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н. э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача. Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в VII в. индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием. (Слайд 5­6) ­ Ребята, а где мы встречаем положительные и отрицательные числа в нашей жизни? (Слайд 8­14) ­ Выполни задание №3 и расшифруйте фамилию математика, который ввел в математический язык символы «+» и «­». (Слайд 15) ­Термометр, полюса батарейки ­ положительный и отрицательный заряды, и отрицательные герои сказок, глубина и высота над уровнем моря… Выполняют задание в парах. положительные

­ Видман. ­ Верный ответ Чешский математик Ян Видман ввёл современные знаки «+» и «–» в последнее десятилетие XVв. Заполните лист самооценки. ­ Ребята, а теперь немного подвигаемся. Встаньте ровно в проход. Если я называю отрицательное число – вы садитесь, положительное ­ встаете. ­3; 5; ­1,5; 8; 1/3; ¼; … Заполняют лист самооценки. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжать работу. ­ Последний этап – это самостоятельная работа. Выполняем в тетрадях. (Слайд 16) Выполняют самостоятельную работу по вариантам. ­ Обменялись тетрадями. Выполняем взаимопроверку. Ставим «+» если верно решено, или ничего не ставим. Сосчитайте количество «+». Поставьте оценку друг другу. Заполните листы самооценки. Поставьте итоговую оценку. Поднимите руку те, кто получил оценку 5, 4, 3? Подводятся итоги работы на уроке. ­ Какую цель мы ставили в начале урока? ­Достигли мы этой цели? ­ Поставьте себе итоговую оценку в листах самооценки. Поднимите руку, кто получил оценку 5? 4? 3? Выполняют взаимопроверку. Выставляют оценку партнеру. Заполняют лист самооценки. Отвечают на вопросы. Обучающиеся называют цели урока, умения, которые получили на уроке. Р: оценка­осознание уровня и качества усвоения; контроль Подсчитывают итоговую оценку, как среднее арифметическое, выставляют её в листах самооценки. Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что 5. Физкультминут ка (2 мин) Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся 6. Обобщение и систематизация знаний. (продолжение) (10 мин) 7. Подведение итогов (2 мин) Дать качественную оценку работы класса 8. Рефлексия (5 мин) Инициировать рефлексию детей по поводу

­ Подведём итог: что вам помогло сегодня на уроке? Что мешало? Какие темы до сих пор вызывают затруднения? ­Теперь вы готовы продолжить изучать тему «Положительные и отрицательные числа». Как вы думаете, что мы будем изучать на следующих уроках? Называет задания для домашней работы. еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; оценивать результаты работы. Л: самоопределение. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. ­Арифметические действия с положительными и отрицательными числами психоэмоцио­ нального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 9. Информа­ ция о домашнем задании (1 мин)

Тема: «Положительные и отрицательные числа»

Система Л. В. Занкова

И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С.Н. Кормишина Математика: Учебник для 4 класса - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»

Учитель Алла Алексеевна Благодурова

Общие цели и задачи

    Повторить понятия положительных и отрицательных чисел; закрепить навыки выполнения действий с положительными и отрицательными числами: сравнивать числа и решать задачи с помощью числовой прямой, используя средства ИКТ и ЕК ЦОР

    Развивать логическую смекалку, творческое мышление, используя различные формы работы;

    Развивать умения анализировать, обобщать и делать выводы.

Ожидаемые результаты

1.Знают определение положительных и отрицательных чисел..

2. Умеют выполнять действия с положительными и отрицательными числами.

3.Приводят примеры использования положительных и отрицательных чисел.

Источники

Методическая литература, учебник математики, интернет

Тип урока

У рок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Материалы и оборудование

Интерактивная доска, ноутбук, карточки, презентация.

Формирование УУД:

Регулятивные:

Выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;

Определять цель учебной деятельности самостоятельно;

Составлять план действий при отработке способа действия;

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки

Познавательные:

Делать выводы на основе обобщения знаний;

Ориентироваться в разнообразии способов решения задачи;

Пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия;
Коммуникативные:

Соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении;

Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами;
- организовывать учебное взаимодействие в группе

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I .Организационно –мотивационный момент.

Настрой на добро. Как вы это можете сделать?

Улыбнитесь друг другу.

II . Актуализация опорных знаний и мотивации. Самоопределение в учебной деятельности.

    Ребята, чтобы определить

тему урока вам надо расшифровать слово.

Установить закономерность составления логических цепочек и определить последнее число

Учащиеся определяют буквы, которые складываются в слово «числа».

Устанавливают закономерность составления логических цепочек и определяют последнее число.

2.– На какие группы

можно разделить все названные числа?

Как можно назвать все

записанные в I и II группах числа?

Как можно назвать числа в этой группе.

I группа – дробные числа, II группа – натуральные числа: 1, 4, 6; III группа – особое число 0.

Это положительные числа.

Это отрицательные числа.

III . Постановка учебной задачи (проблемы).

Проговаривание темы и цели урока.

Кто поможет сформулировать тему урока?

- Подумайте, какие задания будут на уроке?

Сегодня урок обобщение по теме "Положительные и отрицательные числа". Приведем в систему изученный материал: координаты на прямой, противоположные числа, сравнение чисел.

Положительные и отрицательные числа

Сравнивать числа, работать с координатной прямой, решать задачи.

IV . Работа по теме урока

Повторение об отрицательных числах.

Задания на сравнение чисел

Самостоятельная работа

Историческая справка.

Практические задания.

Физкультминутка

Работа в парах.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Ребята, а давайте мы представим, что мы не в классе, а в научной лаборатории. Мы с вами учёные и будем работать с отрицательными и положительными числами. Но чтобы продолжить работу вы должны пройти испытание, ответить на несколько вопросов.

Назовите число которое вы видите.

Как называется это число?

Где оно расположено на координатной прямой?

Скажите, пожалуйста, какие числа называются отрицательными?

Назовите соседние с ним целые числа.

Какое число будет противоположным данному?

Если, мы говорим о координатной прямой, давайте вспомним, что мы о ней знаем.

Что вы видите? Как нам его превратить в координатную прямую?

Найдите координатную прямую?

Так какая прямая называется координатной?

Ну что ж с заданием все справились.

И первое задание, которое поручили вашей лаборатории

Записать красные числа в порядке возрастания, а синие в порядке убывания.

Что значит в порядке возрастания и порядке убывания.

Проверьте правильно ли выполнено задание?

Ребята, давайте закрепим наш опыт. И выполним упражнение на стр.

Прочитайте задание. Что вы скажите о задании?

Выполните это задание самостоятельно.

Скажите, а какие знания нам потребовались, чтобы выполнить это задание?

Сейчас сядьте поудобнее, можно немножко расслабится, подготовится к следующим серьезным заданиям и прослушать небольшую историческую справку.

Понятие об отрицательных числах возникло в практике очень давно, причем при решении таких заданий, где из меньшего числа приходилось вычитать большее число. Египтяне, вавилоняне, а также древние греки не знали отрицательных чисел и для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской. А так как знаков «плюс» и «минус» не существовало, то они на этой доске положительные числа отмечали красными счетными палочками, а отрицательные – синими. И отрицательные числа долгое время назывались словами, которые означали долг, недостача, а положительные трактовались как имущество.

Скажите, пожалуйста, а эти определения отрицательных и положительных чисел как имущество и долг сейчас в нашем современном мире просматриваются? Как вы думаете?

Все научно-исследовательские институты решают задачи, которые потом применяются на практике. Сейчас мы тоже решим несколько задач, в которых увидим, где применяются отрицательные числа

Работа с ТЕРМОМЕТРОМ.

Что вам напоминает термометр?

Назвать температуру.

А сейчас мы свои исследования будем отмечать на координатной прямой и записывать результаты исследования.

Начертите координатную прямую.

Какую температуру показывает термометр?

На сколько опустилась температура?

Какой стала температура воздуха к вечеру?

Как узнали?

Запишите выражения

Какой стала температура воздуха в полночь?

…….

Какой стала температура воздуха к утру?

Давайте проверим, такие ли у вас получились выражения?

А сейчас мы будем работать в парах. На предстоит решить задачу № . Посмотрим какая пара быстрее справится с данным заданием.

Решение задачи.

Как изменить условие, чтобы решение стало короче?

Как вы думаете, справились вы исследовательской работой?

Какое важное открытие вы для себя сделали сегодня?

Продолжи фразу:

Я узнал (а) …
Я повторил (а) …
Я научился (лась) …

Как вы думаете, решили вы на уроке поставленные задачи,

мне хотелось бы узнать, как вы сами оцениваете свою работу на уроке. У каждого из вас, на парте, лежат смайлики. Покажите тот смайлик, который соответствует вашему настроению от сегодняшнего урока.

Выставление отметок.

Отрицательное.

Слева от 0.

Отрицательными числами называются числа, которые расположены на координатной прямой слева от нуля

18 и -20

Координатный луч.

Начертить дополнительный луч.

Координатной прямой называется прямая, на которой есть начало отсчета, единичный отрезок и направление

От меньшего к большему и от большего к меньшему.

Это задание похоже на предыдущее, но отличается тем, что мы сравниваем положительные и отрицательные числа.

Мы знаем, что положительные числа располагаются справа от 0 и чем дальше число от 0, тем оно больше, отрицательные числа располагаются слева от 0 и чем число дальше от нуля, тем оно меньше.

15 градусов тепла

15 градусов выше нуля

15, С

0,С

5 градусов мороза

5 градусов ниже нуля

5,С

Строят координатную прямую.

10гр.

На 4 гр.

6 гр.

10 -4= 6

6-6=0

0-3= -3

Строят координатную прямую.

14-2=12 отрезков

12х2= 24 м

24:2=12м

12:2=6 отрезков

2-6= -4 число

Целесообразность и эффективность использования средств информатизации в общем среднем образовании

Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.
Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности средней школы следующими значимыми возможностями:

  • совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания общего среднего образования;
  • введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;
  • внесения изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;
  • повышения эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
  • организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;
  • совершенствования механизмов управления системой общего среднего образования.

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности школьников. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.
Перечисленные положительные стороны использования информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании далеко не единственны. По мере изучения конкретных информационных технологий и областей информатизации образования будут описаны и другие многочисленные "плюсы" информатизации.
Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий.
В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ. Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ в общем среднем образовании является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.
Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию.
Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.
Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.
Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.
Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания школьников.


Определенную опасность таит внешнее поверхностное использование средств ИКТ и информационных ресурсов для выполнения малозначимых в общеобразовательном плане групповых и индивидуальных проектов.
Для многих обучаемых компьютер может просто остаться увлекательной игрушкой. В этой связи достаточно вспомнить "заигравшихся" школьников, которые, к сожалению, в настоящее время тоже не являются редкостью.
Средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития школьников (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.
Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.
И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.
Используя средства ИКТ, учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае средства ИКТ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.
Внедрение средств ИКТ в рамках второго направления приводит к изменению содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.
Использование информационных и коммуникационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. Необходимо учитывать несколько групп таких потребностей, определяемых, как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности учителей школ.
В первую группу можно отнести потребности, связанные с формированием у школьников определенных систем знаний . Такие потребности возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер. Кроме того, они возникают при изучении элементов микро и макромиров, а также в случае необходимости изучения ряда понятий, теорий и законов, которые при традиционном обучении не могут найти требуемого опытного обоснования (изучение невесомости, знакомство с понятием бесконечность).
Вторая группа потребностей определяется необходимостью овладения школьниками репродуктивными умениями . Потребности этой группы возникают в ситуациях, связанных с вычислениями (сокращение времени, проверка и обработка результатов). Наряду с этим потребности второй группы возникают при отработке типовых умений по каждой дисциплине (определение цены деления измерительных приборов в физике, составление изомеров по углеродному скелету в химии) и при формировании общеучебных умений (общелогических - систематизации и классификации, анализа и синтеза, рефлексивных - умений планировать эксперимент, осуществлять сбор и анализ информации).
Третья группа потребностей определяется необходимостью формирования у учащихся творческих умений (главным признаком творчества является новизна полученного продукта). Такие потребности возникают при решении оптимизационных задач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один - наиболее рациональный с определенной точки зрения, при решении задач на выбор самого экономичного решения или наиболее оптимального варианта протекания процесса (нахождение оптимального решения не только математически, но и графически). Потребности этой группы возникают при постановке и решении задач на проверку выдвигаемых гипотез, при необходимости развития конструктивно-комбинаторных творческих умений (использование цифровых конструкторов, позволяющих собирать целое из частей, моделировать объекты и процессы). Кроме того, сюда можно отнести и потребности, вытекающие из необходимости моделирования процессов или последовательности событий, что позволяет ученику делать выводы о факторах, оказывающих влияние на протекание процессов или событий. И, наконец, к третьей группе можно отнести потребности, возникающие в ходе лабораторного эксперимента, требующего для своего проведения приборов, недоступных для конкретного учебного заведения или очень длительного (короткого) промежутка времени. При этом такой лабораторный эксперимент может проводиться в рамках педагогических измерений и также повлечь за собой необходимость использования соответствующих информационных и телекоммуникационных технологий.
Четвертая группа потребностей связана с воспитанием и необходимостью формирования у школьников определенных личностных качеств. Потребности, относимые к четвертой группе, возникают для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания обучаемых через решение социальных, экологических и других проблем (анализ возможных последствий аварий, последствий применения различных технологий, позволяющий не только научить учащихся избегать подобных опасностей, но и воспитать нравственные оценки их возникновения в современном мире). Также потребности в использовании средств ИКТ образования могут возникать для формирования у школьников чувства ответственности по отношению к другим людям, по отношению к себе и собственному организму.
Все приведенные выше доводы и факторы говорят о том, что применение средств ИКТ в обучении школьников по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании средств информатизации образования необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.

Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности средней школы следующими значимыми возможностями:

· совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания общего среднего образования;

· введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

· внесения изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

· повышения эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

· организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;

· совершенствования механизмов управления системой общего среднего образования.

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности школьников. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.

Перечисленные положительные стороны использования информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании далеко не единственны. По мере изучения конкретных информационных технологий и областей информатизации образования будут описаны и другие многочисленные плюсы информатизации.

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде диалога с компьютером. Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ . Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ в общем среднем образовании является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию.

Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ , предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает школьника соблазну следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.

Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания школьников.

Определенную опасность таит внешнее поверхностное использование средств ИКТ и информационных ресурсов для выполнения малозначимых в общеобразовательном плане групповых и индивидуальных проектов.

Для многих обучаемых компьютер может просто остаться увлекательной игрушкой. В этой связи достаточно вспомнить заигравшихся школьников, которые, к сожалению, в настоящее время тоже не являются редкостью.

Средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития школьников (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.

Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.

И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Используя средства ИКТ , учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве поддерживающих средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае средства ИКТ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.

Внедрение средств ИКТ в рамках второго направления приводит к изменению содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.

Использование информационных и коммуникационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. Необходимо учитывать несколько групп таких потребностей, определяемых, как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности учителей школ.

В первую группу можно отнести потребности, связанные с формированием у школьников определенных систем знаний. Такие потребности возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер. Кроме того, они возникают при изучении элементов микро и макромиров, а также в случае необходимости изучения ряда понятий, теорий и законов, которые при традиционном обучении не могут найти требуемого опытного обоснования (изучение невесомости, знакомство с понятием бесконечность).

Вторая группа потребностей определяется необходимостью овладения школьниками репродуктивными умениями. Потребности этой группы возникают в ситуациях, связанных с вычислениями (сокращение времени, проверка и обработка результатов). Наряду с этим потребности второй группы возникают при отработке типовых умений по каждой дисциплине (определение цены деления измерительных приборов в физике, составление изомеров по углеродному скелету в химии) и при формировании общеучебных умений (общелогических - систематизации и классификации, анализа и синтеза, рефлексивных - умений планировать эксперимент, осуществлять сбор и анализ информации).

Третья группа потребностей определяется необходимостью формирования у учащихся творческих умений (главным признаком творчества является новизна полученного продукта). Такие потребности возникают при решении оптимизационных задач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один - наиболее рациональный с определенной точки зрения, при решении задач на выбор самого экономичного решения или наиболее оптимального варианта протекания процесса (нахождение оптимального решения не только математически, но и графически). Потребности этой группы возникают при постановке и решении задач на проверку выдвигаемых гипотез, при необходимости развития конструктивно-комбинаторных творческих умений (использование цифровых конструкторов, позволяющих собирать целое из частей, моделировать объекты и процессы). Кроме того, сюда можно отнести и потребности, вытекающие из необходимости моделирования процессов или последовательности событий, что позволяет ученику делать выводы о факторах, оказывающих влияние на протекание процессов или событий. И, наконец, к третьей группе можно отнести потребности, возникающие в ходе лабораторного эксперимента, требующего для своего проведения приборов, недоступных для конкретного учебного заведения или очень длительного (короткого) промежутка времени. При этом такой лабораторный эксперимент может проводиться в рамках педагогических измерений и также повлечь за собой необходимость использования соответствующих информационных и телекоммуникационных технологий.

Четвертая группа потребностей связана с воспитанием и необходимостью формирования у школьников определенных личностных качеств. Потребности, относимые к четвертой группе, возникают для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания обучаемых через решение социальных, экологических и других проблем (анализ возможных последствий аварий, последствий применения различных технологий, позволяющий не только научить учащихся избегать подобных опасностей, но и воспитать нравственные оценки их возникновения в современном мире). Также потребности в использовании средств ИКТ образования могут возникать для формирования у школьников чувства ответственности по отношению к другим людям, по отношению к себе и собственному организму.

Все приведенные выше доводы и факторы говорят о том, что применение средств ИКТ в обучении школьников по принципу чем больше, тем лучше не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании средств информатизации образования необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов Интернетстраничек содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка электронных учебников баз данных с тематическими текстами и упражнениями. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие мультимедийных средств обучения и определить их функции; рассмотреть наиболее распространённые мультимедийные средства применяемые на уроках иностранного языка и целесообразность их комплексного использования; выделить положительные...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ВВЕДЕНИЕ

1.1 Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей.

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

2.1 . Использование мультимедийный учебника.

2.3. Использование компьютерных презентаций на уроках иностранного языка.

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом в современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. В настоящее время целью обучения иностранному языку является достижение коммуникативной компетенции, т.е. умения использовать языковые средства в соответствии с целью и условиями коммуникации .

Владение иностранным языком дает возможность приобщиться к мировой культуре и использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет. В связи с этим возникает необходимость развития методики использования компьютерных информационных технологий в обучении иностранному языку.

Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет-страничек, содержащих информацию, необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.

Проблемами применения мультимедийных средств на уроках иностранного языка в школе занимались следующие ученые: С.В. Бондаренко, Н.Д. Коваленко, М.Ю. Бухарина, Л.П. Владимирова, Б.С. Гершунский, Н.Л.Грейдина, З.Х. Миракян, Е.И. Дмитриева, М.К. Захарова, Т.В. Карамышева и другие.

Использование компьютерных, мультимедийных средств на уроке иностранного языка – актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.

Поэтому, целью своей работы я определила: раскрыть роль комплексного использования мультимедийных средств на уроках иностранного языка.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть понятие мультимедийных средств обучения и определить их функции;

Рассмотреть наиболее распространённые мультимедийные средства, применяемые на уроках иностранного языка, и целесообразность их комплексного использования;

Выделить положительные и отрицательные аспекты использования компьютерных, мультимедийных средств обучения на уроке иностранного языка.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей.

Глобальная компьютеризация, характерная для современной реальности, оказывает комплексное влияние на систему образования.

Сегодня компьютерные технологии всё более интенсивно используются в преподавании широкого спектра учебных предметов. Не является исключением и предмет «Иностранный язык». Маслюк В.П. считает, что внедрение современных компьютерных и использование новых информационно-педагогических технологий представляет качественно новый этап в обучении иностранным языкам .

На уроках иностранного языка и во внеклассной работе используются различные виды компьютерных технологий: Интернет-ресурсы; средства коммуникации; электронные обучающие программы и др. Особое значение в данном ряду занимают мультимедиа технологии. Элемент мультимедиа является составляющей компьютерных технологий, используемых в обучении иностранным языкам.

Существует множество определений понятия «средства мультимедиа». Почти все они включают в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию, допускающую различные способы представления.

Под средствами мультимедиа мы понимаем информационные технологии, использующие различные программные и технические средства для наиболее эффективного воздействия на обучаемого, который одновременно является и читателем, и слушателем, и зрителем .

По мнению Савченко Н.А., мультимедиа — это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды; компьютерные интерактивные интегрированные системы, обеспечивающие работу с анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком; неподвижными изображениями и движущимся видео; технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов; синтез трех стихий: информации цифрового характера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации визуального отображения (видео, фотографии, картины и пр.) и аналоговой информации звука (речь, музыка, другие звуки); особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статистическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию) .

К средствам мультимедиа можно отнести практически любые средства, способные привнести в обучение и другие виды образовательной деятельности информацию разных видов. В настоящее время в школах широко используются: средства для записи и воспроизведения звука (электрофоны, магнитофоны, CD-проигрыватели); системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи (телефонные аппараты, факсимильные аппараты, телетайпы, телефонные станции, системы радиосвязи); системы и средства телевидения, радиовещания (теле и радиоприемники, учебное телевидение и радио, DVD-проигрыватели); оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, диапроекторы, кинопроекторы, эпидиаскопы); полиграфическая, копировальная, множительная и другая техника, предназначенная для документирования и размножения информации (ротапринты, ксероксы, ризографы, системы микрофильмирования); компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканеры, графопостроители), телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы, сети проводных, спутниковых, оптоволоконных, радиорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации).

В последнее время в школе появились новые средства мультимедиа – интерактивная доска и виртуальные объекты .

Существует несколько подходов к классификации мультимедийных средств обучения. Чаще всего подобные средства классифицируются по функциональному или по методическому назначению.

Классификация мультимедийных средств обучения по функциональному назначению: обучающие, представляющие учебную информацию и направляющие обучение, исходя из имеющихся у учеников знаний, индивидуальных возможностей и интересов; диагностические, предназначенные для определения уровня подготовки и интеллекта учащихся; инструментальные, предназначенные для конструирования программных средств, подготовки учебно-методических материалов; управляющие, предназначенные для управления деятельностью обучаемых при выполнении работы; административные, предназначенные для автоматизированного процесса организации обучения; игровые, обеспечивающие различные виды игровой и учебно-игровой деятельности.

По методическому назначению выделяют следующие виды мультимедийных средств обучения: наставнические, предназначенные для изучения нового материала; тренировочные (тренажеры), предназначенные для обработки умений и навыков при повторении и закреплении изученного материала; контролирующие, предназначенные для контроля уровня усвоения учебного материала; информационно-справочные, предназначенные для получения учащимися необходимой информации, предназначенные для создания модели объекта, процесса, явления с целью их изучения и исследования; имитационные, представляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров; демонстрационные, предназначенные для наглядного представления учебного материала, визуализации изучаемых закономерностей, взаимосвязи между объектами; игровые, предназначенные для «проигрывания» учебной ситуации с целью принятия оптимального решения или выработки оптимальной стратегии действия для развития мышления; досуговые, предназначенные для внеурочной работы с целью развития внимания, реакции и творческого мышления .

Обобщая изложенное выше, можно прийти к выводу, что под мультимедиа технологиями понимается ряд компьютерных технологий, позволяющих совокупно представлять различные виды информации (графика, текст, видео, фотография, анимация, звуковые эффекты) и оперировать ими в соответствии с имеющимися целевыми установками. Данная трактовка мультимедиа наиболее оптимальна с точки зрения обучения иностранным языкам и превалирует на практике, в том числе при проектировании мультимедийного учебного занятия.

  1. Функции мультимедийных образовательных средств.

В самом общем контексте мультимедиа технологии в процессе обучения иностранным языкам призваны выполнять следующие функции:

1) интегрировать разные виды информации в одном объекте-контейнере (текст, звук, видео и т. д.) и представлять её, воздействуя на разные органы человеческих чувств;

2) развивать критическое мышление;

3) стимулировать когнитивный процесс;

4) осуществлять интерактивное взаимодействие с обучаемым;

5) адаптироваться к запросам обучаемого;

6) индивидуализировать процесс обучения;

7) организовать групповую работу в мультимедийных средах;

8) развивать навыки работы в команде;

9) формировать устойчивую мотивацию;

10) создать максимально приближенные к реальности условия для выработки учебных и профессиональных навыков (виртуальные лаборатории, экскурсии, музеи и т д.) .

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

  1. . Использование мультимедийный учебника.

Иностранный язык - это учебный предмет, который в силу своей специфичности предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных средств обучения. Основную роль здесь, конечно, играют мультимедийные средства.

Наиболее доступным из мультимедийных средств следует признать так называемый электронный учебник.

Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных знаний. Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка оказывают именно они. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы.

Чем же так привлекают мультимедийные (электронные) учебники учителей и учащихся? Дело в том, что информация, получаемая на уроках, часто подвержена быстрым изменениям. Электронные учебники позволяют отслеживать эти изменения и, таким образом, обеспечивать высокий уровень знаний учащихся.

Достоинства электронных учебников:

Наглядность представления материала (использование цвета, иллюстраций, звука, видео, анимации и т.д.);

Быстрая обратная связь (встроенные тест-системы обеспечивают мгновенный контроль за усвоением материала);

Интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала;

Простота в применении;

Но электронные учебники имеют и существенные недостатки. Среди них:

Отсутствие реального учёта возрастных особенностей заявленного круга обучающихся;

Отсутствие “привязки” к конкретному лексическому и грамматическому материалу программы, по которой занимается обучаемый;

Проработка в каждом из учебников всего 1 - 2 лексических тем и отсутствие серии учебников, соблюдающих преемственность лексико-грамматического материала;

Ограниченные возможности групповой и коллективной работы;

Отсутствие реальной коммуникации, которую невозможно запрограммировать даже в интерактивном режиме;

Перечисленные недостатки не дают возможности использовать электронные учебники в качестве основного средства обучения, в особенности в школе, оставляя им вспомогательную, в основном тренировочную, роль .

2.2. Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка

Сейчас уже все понимают, что возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению иностранного языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в других странах. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

Важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:

Для включения материалов сети в содержание урока:

Для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

Формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

Совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;

Совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;

Пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка;

Знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенно речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

В Интернете опубликовано несколько миллиардов мультимедийных файлов на иностранном языке, содержащих учебно-методическую и научную информацию, что позволяет организовывать оперативную консультационную помощь, моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия (семинары, лекции) в режиме реального времени.

При подготовке к уроку учителя иностранного языка имеют возможность использовать материалы различных отечественных и зарубежных сайтов.

Если школа имеет лингафонный кабинет, оборудованный компьютерами с доступом в Интернет, то учителя иностранного языка могут использовать Интернет-ресурсы непосредственно на уроках. Однако, следует помнить, что компьютер не заменяет школьный учебник, а лишь дополняет его, делая урок более интересным, информативным, мотивируя учащихся на активное включение в процесс обучения.

Использование Интернет-технологий повышает эффективность урока в том случае, если материал подобран в соответствии с целями урока, уровнем владения языком учащимися, их возрастом и интересами. Школьники должны владеть элементарными навыками работы с компьютером, а учитель уметь четко формулировать задания. Тогда темп урока будет достаточно высоким, и для выполнения заданий на компьютере потребуется не более 10-15 минут .

В Интернете можно найти большое количество сайтов, разработанных специально для тех, кто изучает иностранный язык. Представленные материалы, можно использовать как на уроке, так и для самостоятельной работы дома.

На интернет-сайтах представлены аутентичные аудио и видеоматериалы, тексты для чтения, игры, тесты для учащихся разного возраста с разным уровнем владения языком. Материалы могут быть использованы на любых этапах урока. Всевозможные развивающие, языковые, юмористические игры помогут детям освоить лексику и грамматику иностранного языка: найти пару слов, подписать картинки, решить кроссворд, заполнить пропуски, разгадать слова, расставить предложения в правильном порядке, раскрасить картинки по инструкции, выбрать правильный ответ на вопрос и так далее. Такая форма работы приучает детей с самого раннего возраста к выполнению различного рода тестов, в том числе и с ограничением по времени. Также можно найти правила с подробными объяснениями и примерами, разноуровневые задания, итоговые тесты. Материалы можно использовать на этапе тренировки и для контроля знаний.

Часто дети тратят много времени на поиск незнакомых слов в словаре. Эту задачу значительно облегчают он-лайн словари. Огромное достоинство таких словарей – постоянное обновление и пополнение списка слов.

Для повышения эффективности обучения иностранному языку и организации оперативной консультационной деятельности во внеурочное время учитель-предметник может создать собственный сайт. Работа с Интернет-сайтом для школьников предполагает творческий подход к выполнению нестандартных заданий (комментирование фотографий, сообщений других учащихся, общение в мини-чатах, форумах, размещение собственных материалов, создание личных страничек и так далее).

  1. Использование компьютерных презентаций на уроках иностранного языка.

Неотъемлемой частью современного урока иностранного языка является мультимедийная поддержка, представленная мультимедийной презентацией. Мультимедийное сопровождение присутствует на протяжении либо всего урока, либо охватывает его большую часть. На слайдах могут быть представлены самые разнообразные элементы содержательного наполнения учебного занятия.

На сегодняшний день мультимедийные презентации, созданные на основе Power Point, наиболее часто используются в образовательном процессе. Данное положение обусловлено несколькими причинами. Создать презентацию Power Point может каждый преподаватель иностранного языка, обладающий элементарными основами практической компьютерной грамотности. Научиться создавать данные презентации можно самостоятельно, без посещения специальных курсов. Несмотря на относительную простоту создания, программа Power Point позволяет создать качественные, функциональные продукты, которые помогут достигнуть поставленные цели обучения.

Важным, при проектировании мультимедийной презентации к уроку иностранного языка является соблюдение учителем следующих положений, которые влияют на качество и результативность создаваемого дидактического продукта. К данным положениям относятся следующие:

1) Методическая оправданность презентации . Практика показывает, что иногда учителя необдуманно относятся к расположению материалов урока на слайдах, что может негативно сказаться на организации учебного процесса. Все, что представляется на слайдах, должно быть детально методически продуманным и целесообразным. Не подвергается сомнению тот факт, что использование мультимедийных технологий в учебном процессе следует непременно дозировать, т. е. отбирать программные продукты так, чтобы они полностью отвечали своим содержанием тематике и учебному материалу урока, индивидуальным особенностям учащихся.

2) Оригинальность презентации к уроку. Учитель является режиссером урока, а каждая «постановка» должна отличаться новизной, характерными особенностями. Каждая презентация должна быть оригинальной. Всё это способно вызвать интерес учащихся к уроку, представить необходимый материал динамично и увлекательно. В данном ключе, мультимедиа обладает действенными возможностями, которые нужно использовать в полной мере.

3) Логическая последовательность слайдов. Материалы к уроку на слайдах должны располагаться в строгой логической последовательности. Недооценка этого может привести к нарушению хода занятия.

4) Полнота содержания. Целесообразным является вынесение на слайды большей части материала или весь материал. Недооценка данного положения нарушает целостность мультимедийного урока иностранного языка и его эффективность.

5) Грамотность. Каждый слайд презентации должен быть грамотно оформлен и тщательно выверен. Наличие даже мелких недочетов, опечаток всегда бросается в глаза в ходе урока и снижает общее впечатление о нём.

6) Обоснованное использование эффектов мультимедиа . При создании презентации, учитель может использовать различные эффекты — различные виды выделения текстовой и графической информации, акцентирование внимание на конкретных моментах и явлениях и др. Тем не менее, подобное использование эффектов мультимедиа должно быть взвешенным, обоснованным и не тормозить ход запланированной работы. [ 9 ].

Power Point дает возможность придать более привлекательную форму представлению материалов, разнообразить виды языковой деятельности, по-новому взглянуть на казалось бы устаревший материал. Электронные презентации позволяют сфокусировать внимание учащихся на наиболее значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т.п. При этом задействуются сразу несколько видов памяти: зрительная, слуховая, эмоциональная.

Презентации, подготовленные таким образом, могут также выступать в качестве интерактивного учебного пособия. Их можно использовать как на начальном этапе обучения иностранному языку, так и на продвинутом. Применение информационных технологий в обучении языкам отображает принцип наглядности обучения благодаря новым способам подачи информации. Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.

Например, применение иллюстративного материала и анимации в презентациях позволяет легко и доступно ввести новую лексику, не прибегая к переводу на русский язык. Объяснение сложных грамматических явлений превращается в захватывающее приключение, усвоение грамматических структур и форм происходит непроизвольно, практически без усилий со стороны учащегося. Многократное проигрывание ситуации и интерактивная наглядность позволяют прочно закрепить материал.

С помощью электронных презентаций можно успешно тренировать навыки и умения восприятия на слух иноязычной речи. Аудирование является неотъемлемым средством в обучении иностранному языку. Этот вид речевой деятельности позволяет овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией. Кроме того, при прослушивании текстов, репортажей, диалогов, поэзии, песен происходит активное усвоение лексических единиц языка и его грамматической структуры, развивается логическое мышление и способность анализировать информацию, отделяя важное от второстепенного. Выбор материала для аудирования обусловлен темой урока и ориентирован на возрастные особенности учащихся и их интересы. Весь этап подготовки к прослушиванию, а также материал для аудирования может быть сгруппирован в одном слайде в виде управляющих кнопок настройки действия и дополнительных эффектов анимации словосочетаний со звуковым сопровождением .

Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики.

  1. Программно-аппаратный комплекс «Интерактивная доска».

Программно-аппаратный комплекс «Интерактивная доска», обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности.

Интерактивная доска позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером с помощью специальных фломастеров, находясь постоянно около доски, как это было бы с помощью клавиатуры или манипулятора «мышь» .

Электронная доска SMART позволяет осуществлять:

  • активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;
  • полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;
  • набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;
  • не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории, если в школе отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен учителю в данный момент;
  • сохранение результатов в отдельном файле в виде картинок или в HTML и PDF-формате.

Универсальность интерактивной доски обеспечит вовлеченность учеников в работу, особенно тех, кто воспринимает информацию в основном кинестетически. Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но ученики БУДУТ больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они смогут активно обсуждать новые темы и быстрее запоминать материал .

ГЛАВА 3. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ.

В современной школе компьютер – средство обучения с огромными возможностями. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения (тренировка различных видов речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков, автоматизация языковых и речевых действий, реализация индивидуального подхода, самостоятельная работа учащихся).

Различные средства мультимедийных технологий значительно расширили возможности учителей, значительно облегчили их труд, оптимизировали изучение иностранных языков, сделали этот процесс увлекательным и познавательным .

В настоящее время существует множество мнений о том, использовать компьютер в обучении иностранному языку или не использовать. Одни считают, что компьютер может заменить учителя, другие - компьютер не способен подать материал так, как это делает учитель.

Современное общество предъявляет повышенные требования к образованию и общему развитию учащихся, эффективности усвоения программы. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени получать, перерабатывать, оценивать и использовать в практической деятельности большой объем информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог самостоятельно их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных с использованием ресурсов Интернет. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным и интерактивным.

Современный компьютер сочетает в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, телефона и является универсальным инструментом, способным моделировать различные языковые ситуации, он может быстро и эффективно реагировать на действия и запросы учащегося. Этот способ обучения также весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, дает простор для педагогического творчества. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его, играя роль инструмента, который при грамотном использовании значительно повышает эффективность педагогического процесса.

Активное применение компьютера на уроке английского языка представляется целесообразным исходя из специфики самого предмета. Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на английском языке в микрофон. При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения.

Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.

Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности.

Сейчас во всех школах идет раннее обучение учащихся иностранным языкам. Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны – “изображения” движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы и т.д. Некоторые учителя могут спросить: а не превратится ли урок при этом из творческой работы в нечто развлекательное? Нет, так как, чтобы получить при работе с компьютером хорошую оценку, ученику приходится творчески работать. Он делает все с радостью, а учителю приходится приобретать необходимые электронные учебники и делать подборку по ним нужных ситуаций, а также распечатку дополнительных вопросов и текстов и перенос их на все компьютера, чтобы в определенный момент на уроке учащиеся могли сесть за определенные компьютера, найти и открыть нужную папку в “Моих документах”, выполнить, например, тест по аудированию или чтению. Это большой труд, но себя оправдывает. Радость познания – вот что дает использование компьютеров на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи.

У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть.

Применение средств мультимедиа в обучении позволяет:

Решить задачи гуманизации образования;

Повысить эффективность учебного процесса;

Развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);

Развить коммуникативные и социальные способности обучаемых;

Определить обучаемого в качестве активного субъекта познания;

Учесть индивидуальные особенности обучаемого;

Осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается;

Привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.

В то же время использование средств мультимедиа на уроках иностранного языка имеет и отрицательные аспекты:

- свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения;

Трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков;

Трудности в использовании большого объема информации, который предоставляют современные мультимедиа и телекоммуникационные средства;

Отвлечение учеников от изучаемого учебного материала;

Негативное воздействие на здоровье всех участников образовательного процесса.

Перечисленные проблемы и противоречия говорят о том, что применение средств мультимедиа в школьном обучении по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход .

По моему мнению, компьютер должен служить как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. Не следует забывать, что компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей коррекции произношения. Компьютер предоставляет огромные возможности тестирования уровня владения иностранным языком. Тесты возможны самые различные: подстановочные, выборочные, правда-ложь, шаблонные. Учитель может применять компьютер для оптимизации обучения, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени, для организации коллективной работы и для работы с учебными материалами.

Заключение

В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках иностранного языка.

Использование мультимедийных средств обучения позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность следует рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог. В-третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.

Правильно организованная работа учащихся с компьютером и использование мультимедийных средств может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению иностранным языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

В заключение следует отметить один важный момент – мультимедийные средства и все их возможности, какими бы хорошими они ни были, не заменят на занятиях учителя, они лишь являются эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и сделать более объективным и наглядным контроль усвоенного материала. Все остальные функции по-прежнему выполняет учитель.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богатырёва М.А. Мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - N 10. - С. 114-124.

2. Грин Н.В. Мультимедиа как средство медиаобразования при обучении английскому языку младших школьников // В мире научных открытий. - 2013. - № 3. - С. 26-35.

3. Лазарева О.С. Информационные технологии в преподавании иностранного языка // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. - №7. – с.207-210.

4. Маслюк Л.П. Новые технологии в процессе обучения иностранным языкам// Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. – 2009. - №44. – с.12-14

5. Неделкова А.А. Мультимедийные технологии в обучении английскому языку // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 2. - С. 24-25.

6. Некрасова А.Н., Семчук Н.М. Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей // Ярославский педагогический вестник . – 2012 – № 2. – С. 98 – 102.

7. Нефедова Н.П. Презентации в Power Point на занятиях по иностранному языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2010/VII/uch_2010_VII_00033.pdf .

8. Савченко Н. А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. Электронное пособие для педагогов / Н. А. Савченко. — М.: 2006.

9. Хильченко Т.В., Дубаков А.В. Мультимедийный урок иностранного языка и организационно- технологические особенности его проектирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-4-17.pdf .

10 . Храбан И.А. Мультимедийные средства на уроке английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/509327/ .

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1253. Теоретические аспекты использования процедур и функций в языке Паскаль 95.55 KB
Использование подпрограмм позволяет значительно оптимизировать работу программиста, сократить объем памяти, занимаемый программой, сделать программный код более понятным. Создание пользовательских меню является одной из наиболее важных проблем при разработке пользовательского интерфейса.
861. Анализ использования основных средств ОАО «Зингер» 1.51 MB
Технический прогресс и развитие рыночных отношений постоянно побуждает организацию к обновлению своих основных фондов и производственных мощностей, а также стремится к тому, чтобы наиболее полно их использовать. Недоиспользование основных производственных фондов –это потери не только в виде продукции
19654. Анализ использования оборотных средств предприятия 132.43 KB
Эффективное использование оборотных средств (оборотные активы минус краткосрочные обязательства) ведет к увеличению доходов и снижает риск дефицита денежных средств компании. С помощью оптимального управления денежными средствами, дебиторской задолженностью и товарно-материальными запасами предприятие может максимизировать норму прибыли и минимизировать коммерческий риск.
18407. Анализ состояния и использования основных средств 111.21 KB
Учет недвижимости зданий и оборудования основных средств. Первоначальное измерение статей недвижимости зданий и оборудования основных средств. Последующие затраты на объекты недвижимости зданий и оборудования основных средств. Учет амортизации недвижимости зданий и оборудования основных средств.
5133. Исследование сущности основных средств, их использования, износа и воспроизводства 84.87 KB
Актуальность темы курсовой работы состоит в том что решение задачи воспроизводства основных фондов означает увеличение производства необходимой обществу продукции повышение отдачи созданного производственного потенциала улучшение баланса оборудования снижение себестоимости продукции рост рентабельности деятельности накоплений предприятия. Более полное использование основных фондов приводит к уменьшению потребностей во вводе новых производственных мощностей при изменении объема производства а следовательно к лучшему использованию...
1852. Учет и анализ формирования и использования денежных средств в ООО «Марео» 55.91 KB
Учет движения денежных средств по кассе. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления производства и реализации продукции работ или услуг. Предметом является учет и анализ денежных средств в ООО Марео.
9927. Финансовые проблемы формирования и использования оборотных средств предприятия 51.51 KB
Определить понятие «оборотные средства», их сущность, организацию и роль в деятельности предприятия; показать взаимосвязь средств предприятия с его ликвидностью и платежеспособностью; выявить методы управления финансовым циклом предприятия на основе показателей оборачиваемости; раскрыть влияние на финансовое состояние предприятия сохранности собственных оборотных средств и роль источников формирования...
4813. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО ТПП «МЕРКУРИЙ» 406.11 KB
Понятие состав и структура оборотных фондов. Информационная база для проведения анализа эффективности использования оборотных средств. Коэффициенты характеризующие эффективность использования оборотных средств...
15105. Повышение эффективности использования оборотных средств в ООО «Рестораны быстрого обслуживания» 279.1 KB
Оборотные средства предприятия и управление ими Понятие состав и структура оборотных средств. Источники формирования оборотных средств. Эффективность использования оборотных средств.Анализ использования оборотных средств на предприятии ООО Рестораны быстрого обслуживания.
15956. Анализ эффективности использования оборотных средств ООО «Рестораны быстрого обслуживания» 154.96 KB
Анализ эффективности использования оборотных средств ООО Рестораны быстрого обслуживания. Проблемы использования оборотных средств предприятия. Оборотные средства обеспечивают непрерывность и ритмичность всех процессов подтекающих на предприятии: снабжения производства сбыта финансирования. Наличие у предприятия достаточных оборотных средств- необходимая предпосылка для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики.