Меню Рубрики

Святой ростислав князь моравский. Повесть временных лет. Наперекор враждебным силам

Ростислав, князь моравский

(846-869) - один из видных исторических деятелей славянства, ведший неустанную борьбу с немцами за независимость Моравии. Он призвал в 862 г. славянских апостолов, св. Мефодия и Кирилла, для проповеди в его владениях на славянском языке ("Учителя не имам такова, иже бы ны в свои языке истую веру христианскую сказал", - говорили его послы византийскому императору Михаилу; см. Паннонское житие Константина философа). Этим путем Р. желал освободиться от немцев и в церковном отношении. Может быть, он имел в виду и какие-нибудь другие, более широкие политические цели, так как франкская держава в то время была общим врагом для Византии и Моравии (см. Моравия).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Ростислав, князь моравский" в других словарях:

    - (846 869) один из видных исторических деятелей славянства, ведший неустанную борьбу с немцами за независимость Моравии. Он призвал в 862 г. славянских апостолов, св. Мефодия и Кирилла, для проповеди в его владениях на славянском языке (Учителя… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ростислав - моравский князь 846 870. Он укрепил столицу Моравии Велеград и построил неск. крепостей. В целях борьбы с влиянием нем. духовенства Р. заручился поддержкой Византии, попросив прислать христ. проповедников. Прибывшие в Моравию Константин… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Представлено двумя епархиями Православной церкви Чешских земель и Словакии (Пражской и Оломоуцко Брненской), тремя епископами, 88 приходами и несколькими монастырями. Предстоятелем Церкви является архиепископ Пражский Христофор (Пулец). История… … Википедия

    Имеет давнюю историю. Впервые христианство распространилось здесь благодаря святым Кириллу и Мефодию в IX веке. В XX веке была создана Мукачевско Пряшевская епархия, находившуюся в юрисдикции Сербской церкви до 1940 х годов, когда вместе с… … Википедия

    Здесь приведён список славянских личных имён. Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. … Википедия

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Здесь приведён список славянских … Википедия

    Моравский орёл (1459 год) Правители Моравии известны с IX века. В список включены правители феодальных образований, располагавшихся на территории Моравии с IX века, когда Моравия была ядром Великоморавской державы, и до 1611 года, когда Моравия… … Википедия

    История цивилизации на территории Чехословакии и предшествующих ей государственных образований, осуществлявших верховную власть в ареале проживания славянских народов и этносов (чехи, моравы, словаки и др.), объединяемых происхождением, культурой … Википедия

    Не следует путать с Ростовом на Дону. У этого термина существуют и другие значения, см. Ростов (значения). Город Ростов Флаг Герб … Википедия

    Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «М» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия

/p>

Святой князь Ростислав взошел на Моравский престол в 846 году. К этому времени на территории Велокоморавской державы уже действовали христианские проповедники из Греции, Валахии и Германии. От кого-то из этих миссионеров святой Ростислав принял крещение и решил весь свой народ привести к свету Христовой веры. Однако князь понимал, что проповедь христианства может быть успешной только в том случае, если миссионеры будут обращаться к народу на его родном языке. Приходившие же из немецких земель проповедники не знали славянского языка и богослужение совершали по-латыни. К тому же они поддерживали немецких королей в их стремлении не допускать усиления Великиморавской державы и добиваться господства над славянскими племенами Центральной Европы. Святой Ростислав сначала обратился к папе Римскому с просьбой прислать миссионеров, которые бы знали славянский язык и могли бы противостоять политически окрашенной немецкой миссии. Но находившийся тогда на Римском престоле папа Николай I был союзником немецкого короля Людовика и потому не удовлетворил просьбу святого князя. Тогда Ростислав в 862 году отправил посольство к византийскому императору Михаилу III. В своем письме князь писал:

«Наш народ отверг язычество и содержит закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на родном языке. Другие страны (славянские), увидя это, пожелают идти за нами. В виду этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя, ведь от вас во все страны добрый закон исходит.»

В ответ на эту просьбу Михаил III по совету патриарха Фотия направил в Моравию святых братьев Константина (в монашестве - Кирилла) и Мефодия. Святой Ростислав был рад, что его просьба была услышана. Особой радостью его наполнила и грамота, которую принесли братья от святителя Фотия. В ней патриарх писал, обращаясь к князю:

Бог, Который повелевает каждому народу прийти к познанию правды и достигнуть почести высшего звания, воззрел на твою веру и усилие. Утроив это ныне в наших летах, Он явил и письмена на вашем языке, которых ранее не было, но теперь с недавних пор существуют, дабы и вы были причтены к народам великим, которые Бога хвалят на своем родном языке. А по сему мы послали к тебе того, которому они и были явлены, мужа драгоценного и прославленного, весьма ученого, философа. Вот, приими этот дар лучший и достойнейший, нежели всякое золото, серебро и драгоценные камни и все пре-ходящее богатство. Постарайся вместе с ним смело утвердить дело и всем сердцем взыскать Бога; и не закрывай спасение для всего народа, но всячески побуждай, дабы не ле-нились, а вступили на путь правды, чтобы и ты, если приведешь их своим старанием к познанию Бога, принял награду и в этой, и в грядущей жизни за все души, которые верят во Христа Бога нашего от ныне и до века, и оставил по себе светлую память будущим поколениям, подобно, как и великий царь Константин.

Святые братья пришли в Великоморавскую державу через Болгарию в 863 году и начали проповедь христианской веры на славянском языке, который они изучили на своей родине - в Солуни. Ими были переведены на славянский язык книги Священного Писа-ния и богослужебные тексты, открыты первые в Моравии христианские школы. Люди восприняли деятельность святых братьев с большой радостью. Даже некоторые священники латинского обряда, будучи этническими славянами, стали совершать богослужение по восточному обряду на славянском языке. Вероятнее всего, святые Кирилл и Мефодий пребывали в это время в резиденции святого Ростислава, который также принимал участие в их византийско-славянских богослужениях.
Латинские миссионеры сразу же стали в жесткую оппозицию деятельности святых братьев. Немецкие князья и клирики прекрасно понимали, что дело святых Кирилла и Мефодия, поддерживаемое князем Ростиславом, закладывает основы независимости Великоморавской державы. Поэтому немецкий клир обвинил святых братьев в том, что они употребляют в богослужении "неосвященный" язык, а также распространяют новоизмыш-ленное учение о Святом Духе. Святой Кирилл вступил в полемику со своими обвинителями, доказывая им пагубность "трехъязычной ереси". Святые братья хотели отправить своих славянских учеников для посвящения в Константинополь, но совершившийся там дворцовый переворот не позволил им осуществить этот план, и они решили ехать в Рим, чтобы там посвятить своих учеников и постараться найти у римского архиерея защиту от немецкого клира.
В то время, когда святые братья находились в Риме, ситуация в Моравии сильно изменилась. В 864 году немецкий король Людовик начал войну против святого Ростислава. К концу 869 года был заключен мирный договор, по которому Моравия получала полную независимость от немцев. В том же 869 году из Рима в Моравию пришли новопоставленные священники, которые стали совершать здесь славянское богослужение. Однако мир оказался недолгим. Племянник князя Ростислава Святополк, бывший удельным князем одной из моравских областей, неожиданно предал своего дядю и стал союзником немец-кого князя Карломанна, сына короля Людовика. Ростислав был захвачен в плен и передан немцам, которые его ослепили и заключили в темницу. Моравия оказалась в полной власти Карломанна. Он вступил в страну, лишенную государя, и во всех городах и крепостях поставил немецких чиновников. Верховная власть была передана Святополку, к которому были приставлены два немецких графа. Святополк не хотел довольствоваться лишь номи-нальным титулом и стремился получить большую степень свободы. За это немцы и его заключили в темницу. В Моравии поднялось народное восстание, стремившееся сбросить с себя немецкое иго. Немцы выпустили Святополка из заключения и отпустили его в Мо-равию для подавления восстания. Однако Святополк перешел на сторону восставших, провозгласивших его великим князем. В 873 году немцы вынуждены были заключить со Святополком мир. Вновь придя к власти, Святополк стал покровительствовать славянскому богослужению. В Моравию вернулся святой Мефодий и продолжил миссионерские труды своего брата (Кирилл умер в Риме в 869 году).

Но святому Ростиславу не суждено было увидеть новый рассвет своей державы. Он скончался в немецком заточении в 870 году.

Решение о канонизации святого Ростислава было принято на Поместном Соборе Православной Церкви Чешских земель и Словакии в декабре 1992 года, однако сама кано-низация состоялась в 1994 году. Торжества по этому случаю проходили 29 октября 1994 года в Прешове и 30 октября того же года в Брно. Поздравительные письма по случаю канонизации были направлены Предстоятелю Православной Церкви Чешских земель и Словакии от имени Патриархов Константинопольского Варфоломея и Московского Алексия. Причислив великого князя Ростислава к лику святых, Церковь возвратила тысячелетний долг памяти тому, кто стоял у истоков христианской духовной культуры и национальной независимости славян.

(846-869) - один из видных исторических деятелей славянства, ведший неустанную борьбу с немцами за независимость Моравии. Он призвал в 862 г. славянских апостолов, св. Мефодия и Кирилла, для проповеди в его владениях на славянском языке ("Учителя не имам такова, иже бы ны в свои языке истую веру христианскую сказал", - говорили его послы византийскому императору Михаилу; см. Паннонское житие Константина философа). Этим путем Р. желал освободиться от немцев и в церковном отношении. Может быть, он имел в виду и какие-нибудь другие, более широкие политические цели, так как франкская держава в то время была общим врагом для Византии и Моравии (см. Моравия).

  • - Мора́вский Крас, самый крупный и самый известный из карстовых районов Словакии. Расположен севернее г. Брно, на юго-вост. окраине Чешского массива...

    Географическая энциклопедия

  • - сотр. журн. "Вестн. знания"...
  • - перев. "Сатир" Горация. Моравский, М. сотр. "Богосл. вестн."...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писат. о польск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Биографический словарь

  • - см. в статье Ростислав...

    Биографический словарь

  • - см. в статье Ростислав...

    Биографический словарь

  • - равноапостольный, архиепископ, учитель Словенский. - См.: КИРИЛЛ...

    Русская энциклопедия

  • - современный польский ученый, проф. Краковского унив. В 70-х гг. занимался выяснением некоторых спорных вопросов по классической филологии, впоследствии изучал историю гуманизма в Польше и написал...
  • - в Моравии, на речке Оскаве. 5019 жит.; церковь, величественная ратуша; производство шелковых и льняных материй, ситцев, сахара, солода, спирта, прессованных дрожжей, пива, торговля хлебом...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - польский историк. Принимал деятельное участие в восстании 1830 г., потом жил в Париже. Главный труд его: "Dzieje narodu polskiego" . В Париже издал "L"état des paysans en Pologne". Написал еще "Moje przygody, ustęp z pamiętników" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - один из видных исторических деятелей славянства, ведший неустанную борьбу с немцами за независимость Моравии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Моравский Карст, карстовая область в Чехословакии, на В. Чешско-Моравской возвышенности...

    Большая Советская энциклопедия

  • - карстовая область в Чехии, к северу от Брно. Высота до 734 м. Сложена известняками. Воронки, сталактитовые пещеры. Пропасть Мацоха...

    Большой энциклопедический словарь

  • - мор"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

"Ростислав, князь моравский" в книгах

Моравский крас

Из книги автора

Глава ХIII ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОСТИСЛАВ-МИХАИЛ МСТИСЛАВИЧ. Г. 1154-1155

автора

Глава ХIII ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОСТИСЛАВ-МИХАИЛ МСТИСЛАВИЧ. Г. 1154-1155 Любовь Киевлян к Вячеславу. Смерть его. Сановники придворные. Неблагоразумие и малодушие Ростислава. Гордость Мстиславова. Своевольство Новогородцев. Киевляне поддаются Изяславу. Георгий вступает в

Глава XVI ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОСТИСЛАВ-МИХАИЛ ВТОРИЧНО В КИЕВЕ. АНДРЕЙ В ВЛАДИМИРЕ СУЗДАЛЬСКОМ. Г. 1159-1167

Из книги История государства Российского автора Карамзин Николай Михайлович

Глава XVI ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОСТИСЛАВ-МИХАИЛ ВТОРИЧНО В КИЕВЕ. АНДРЕЙ В ВЛАДИМИРЕ СУЗДАЛЬСКОМ. Г. 1159-1167 Злоба Изяславова. Союз Ростислава с Святославом. Город Берлад. Впадение Половцев. Андрей за Изяслава: властвует в Новегороде. Клевета на Ростислава. Ростислав изгнан. Смерть

Глава ХIII Великий князь Ростислав-Михаил Мстиславич. 1154-1155 г.

автора Карамзин Николай Михайлович

Глава ХIII Великий князь Ростислав-Михаил Мстиславич. 1154-1155 г. Любовь Киевлян к Вячеславу. Смерть его. Сановники придворные. Неблагоразумие и малодушие Ростислава. Гордость Мстиславова. Своевольство Новогородцев. Киевляне поддаются Изяславу. Георгий вступает в

Глава XVI Великий князь Ростислав-Михаил вторично в Киеве. Андрей в Владимире Суздальском. 1159-1167 г.

Из книги История государства Российского. Том II автора Карамзин Николай Михайлович

Глава XVI Великий князь Ростислав-Михаил вторично в Киеве. Андрей в Владимире Суздальском. 1159-1167 г. Злоба Изяславова. Союз Ростислава с Святославом. Город Берлад. Впадение Половцев. Андрей за Изяслава: властвует в Новегороде. Клевета на Ростислава. Ростислав изгнан. Смерть

Из книги История Российская. Часть 2 автора Татищев Василий Никитич

20. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ КИЕВСКИЙ

Моравский крас

Из книги Чехия и чехи [О чем молчат путеводители] автора Перепелица Вячеслав

Моравский крас Да вы наверняка слышали про него, по телевизору могли видеть передачи. Вспомните: пещеры, подземная река с плавающими по ней лодочками, пропасть, к вершине которой поднимаются по канатной дороге. Все это есть на самом деле, и все это действительно красиво и

Олег II Моравский

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Олег II Моравский Известия Кембриджского документа и арабских писателей полностью подтверждаются сведениями моравских летописей, согласно которым после смерти вещего Олега княжение в Русской земле унаследовал его преемник, моравский князь Олег II (назовем его

167. РОСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ, в св. крещении Михаил, великий князь киевский

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

167. РОСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ, в св. крещении Михаил, великий князь киевский сын Мстислава Владимировича Великого, великого князя киевского от первого брака с Христиной Инговной, королевной шведской.Родился в Новгороде около 1110 г.; получил Смоленск около 1125 г.; отсюда ходил на

Глава ХIII Великий князь Ростислав-Михаил Мстиславич. г. 1154-1155

автора Карамзин Николай Михайлович

Глава ХIII Великий князь Ростислав-Михаил Мстиславич. г. 1154-1155 Любовь Киевлян к Вячеславу. Смерть его. Сановники придворные. Неблагоразумие и малодушие Ростислава. Гордость Мстиславова. Своевольство Новогородцев. Киевляне поддаются Изяславу. Георгий вступает в Киев.Узнав

Глава XVI Великий князь Ростислав-Михаил вторично в Киеве. Андрей в Владимире Суздальском. г. 1159-1167

Из книги Том 2. От Великого князя Святополка до Великого князя Мстислава Изяславовича автора Карамзин Николай Михайлович

Глава XVI Великий князь Ростислав-Михаил вторично в Киеве. Андрей в Владимире Суздальском. г. 1159-1167 Злоба Изяславова. Союз Ростислава с Святославом. Город Берлад. Впадение Половцев. Андрей за Изяслава: властвует в Новегороде. Клевета на Ростислава. Ростислав изгнан. Смерть

МОРАВСКИЙ ПЕРЕУЛОК

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

МОРАВСКИЙ ПЕРЕУЛОК Моравский переулок проходит от Бухарестской улицы до Малой Карпатской в Купчине. Он получил название 12 декабря 1983 года. В Купчине многие названия тематически связаны с топонимией стран Восточной Европы, которые до перестроечных времен входили в

Моравский Крас

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Ростислав-Михаил Киевский, благоверный князь

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Ростислав-Михаил Киевский, благоверный князь Святой Ростислав, великий князь киевский, внук благочестивого Мономаха, сын великого князя киевского святого Мстислава Великого († 1132, память 14/27 июня), брат святого князя Всеволода-Гавриила († 1138, память 1/14 февраля, 22 апреля/5

Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский (+ 1168)

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский (+ 1168) Память его празднуется 14 марта в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Соборам Белорусских святыхСв. князь Ростислав был третьим сыном св. Мстислава Великого

Причислила его в 1994 году к лику святых.

лат. Rastiz
словацк. Rastislav
др.-греч. Ῥασισθλάϐος

Таким представил себе Ростислава современный художник.
Предшественник Моймир I
Преемник Святополк I
Вероисповедание христианство
Рождение ок.
  • Великая Моравия
Смерть после 870 года
  • Регенсбург , Восточно-Франкское королевство
Род Моймировичи
Ростислав на Викискладе

Биография

Первые годы княжения

В 855 году в Великую Моравию вторглось войско Людовика II Немецкого и двинулось в сторону крепости Ростислава, наиболее вероятно в сегодняшнем пригороде Братиславы Девине . Около неё моравцы предприняли успешное нападение на рать Людовика II. Моравцы преследовали франков до Дуная и разорили пограничные земли Баварии. В 858 году Ростислав заключил союз с сыном Людовика Карломаном. За это он получил земли в сегодняшней Венгрии (вокруг Пилишвёрёшвара), которые он присоединил к Великой Моравии. В 861 году поддержанное Ростиславом войско Карломана воевало с Людовиком II и его союзником Прибиной , который в этой борьбе погиб. После этого правителем Блатенского княжества стал сын Прибины , перешедший на сторону Ростислава.

Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия

Людовик II Немецкий продолжал угрожать Великой Моравии, заключив союз с болгарами. Ростислав отправил послов в Рим с просьбой к папе римскому выслать учителей для обучения собственных священников. Этим Ростислав надеялся ослабить влияние Восточно-Франкского королевства в Великой Моравии. Однако Папа не принял послов Ростислава. В и 862 годах Ростислав отправил новых послов, на сей раз в Византию к императору Михаилу III , прося об учителях, священниках или епископе , которые бы заложили в его государстве основу собственного церковного управления. Михаил III удовлетворил просьбу Ростислава и послал к моравам Кирилла и Мефодия. Их миссионерская деятельность имела основополагающее значение для культурного развития не только Великой Моравии, но и всей Восточной Европы . В Моравии Кирилл и Мефодий, обнаружив отсутствие у местных жителей собственной письменности, изобрели глаголицу . Они переводили церковные книги с греческого на славянский язык , обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке.

В 864 году Людовик II Немецкий вновь вторгся в Великую Моравию и окружил Ростислава в крепости Девин . Ростислав был вынужден подчиниться Восточно-Франкскому королевству и допустить возвращение восточно-франкских священников. Однако годом позже Ростислав вновь восстал против Людовика и миссия Кирилла и Мефодия продолжилась. Братья пробыли в Моравии более трёх лет, после чего их вызвали в Рим, где многие считали богослужение на национальных языках «варварских» народов Европы святотатством. Однако Папа в конце концов поддержал их миссию. В 868 году Мефодий и три его ученика Горазд, Климент и Наум были возведены Папой в священнический сан. В Риме святой Кирилл умер, а Мефодий впоследствии вернулся в Моравию, чтобы продолжить преподавание в Великоморавской академии.

После очередного, в этот раз безуспешного, нападения восточных франков Ростислав передал Нитранское княжество своему племяннику Святополку . Практически дело дошло до разделения Великой Моравии на две части. Как Ростислав, так и Святополк были вынуждены обороняться от новых вторжений Людовика Немецкого, который в 869 году вновь дошёл до крепости Ростислава и вновь не смог её взять.

Примерно в то же время папа римский назначил вернувшегося в Великую Моравию Мефодия архиепископом Паннонии и Великой Моравии, освободив его от церковной зависимости от баварского епископства. В Великой Моравии возникло первое славянское архиепископство во главе с Мефодием.

Конец княжения

В 870 году Святополк заключил союз с Восточно-Франкским королевством и признал его верховенство над Нитрянским княжеством. Ростислав отреагировал неудавшейся попыткой убить своего племянника. В ответ Святополку удалось взять Ростислава в плен и впоследствии передать его восточным франкам. Ростислав был осуждён и приговорён к ослеплению. Вместе с Мефодием, который весной 870 года по пути из Рима в Великую Моравию был захвачен по приказу баварских епископов, его содержали в баварских монастырях, где он впоследствии умер. После смерти Ростислава в Великой Моравии началась борьба за власть. Претензии на престол выдвинул Святополк, который в итоге победил кандидатов Людовика II Немецкого, маркграфов Восточной марки Вильгельма II и Энгельшалька I.

Так, куда ни посмотри, всюду, где у славян
сияет свет и творится добро, мы видим
труды святых Мефодия и Кирилла.
Святитель Шанхайский и Сан-Францисский

Иоанн (Максимович)

Каждый раз, вспоминая о великоморавской миссии святых Кирилла и Мефодия, нельзя не вспомнить и Духом Святым водимого верного слуги Божьего святого князя Ростислава, который вместе со святыми братьями стоит у истоков духовной, культурной и политической жизни славянских народов.

В начале второй половины IX столетия Великоморавское государство было одним из крупнейших славянских государственных образований. С 846 года правил Великой Моравией князь Ростислав, пользовавшийся особой славой и мужественно охранявший свободу своего народа. Тяготясь своей зависимостью от немцев и осознавая, что собственными силами славяне не могут избавиться от влияния опасных соседей, он решился вместе с племянником своим Святополком искать помощи у тех, кто и нуждам их, как духовным, так и гражданским, вернее мог помочь и в то же время не был бы опасен.

В тот период в Моравии уже действовали христианские проповедники из Греции, Валахии и Германии, и от кого-то из них принял святое крещение князь Ростислав. Будучи просвещенным светом Христовой веры, благоверный князь заботился о духовном пробуждении своего народа.

При этом он прекрасно понимал, что проповедь христианства не может быть успешной, если миссионеры будут подменять ее возвышенные цели политическими интересами и, кроме того, учить народ на чужом, непонятном языке.
Вначале князь Ростислав обратился со своими нуждами к находившемуся тогда на Римском престоле папе Николаю I, но тот, будучи союзником немецкого короля Людовика, не откликнулся на просьбу князя. Тогда Ростислав в 862 году отправляет посольство к византийскому императору Михаилу III. В своем письме князь писал: "Наш народ отвергся язычества и принял закон христианский; но мы не имеем такого учителя, который бы на родном нашем языке открыл нам истинную веру христианскую, чтобы и другие страны последовали нашему примеру. Поэтому просим тебя, державный Государь, пришли нам такого епископа и учителя. От вас всегда во все страны исходит добрый закон".

Император Михаил не замедлил с ответом: в великоморавскую миссию были отправлены лучшие из лучших - солунские братья Кирилл и Ме-фодий. Это были необычайно образованные для своего времени люди, аскеты, молитвенники, мужи с богатым опытом миссионерской работы. Во время одной из миссий святых Кирилла и Мефодия произошло знаменательное событие: по пути к хазарам, в Херсонесе, они обрели мощи священномученика Климента, папы римского. Этот святой был обращен ко Христу святым апостолом Петром; за проповедание веры Христовой в Риме он был сослан в Херсонес. Здесь проповедью и чудесами он обратил в веру много язычников, за что и был утоплен в море.

В самом чуде обретения мощей святые братья видели покровительство святого и благословение своей миссионерской, просветительской деятельности: им предстояли тяжелые испытания и Промысел Божий указывал прекрасный пример самоотвержения и терпения в святом мученике.

Кирилл и Мефодий пришли в Великоморавскую державу через Болгарию в 863 году и передали князю Ростиславу грамоту от святителя Фотия. В ней патриарх писал, обращаясь к князю: "Бог, Который повелевает каждому народу прийти к познанию правды и достигнуть почести высшего звания, воззрел на твою веру и усилия. Устроив это ныне в наших летах, Он явил и письмена на вашем языке, которых ранее не было, но теперь с недавних пор существуют, дабы и вы были причтены к народам великим, которые Бога хвалят на своем родном языке. А посему мы послали к тебе того, которому они и были явлены, мужа драгоценного и прославленного, весьма ученого, философа. Вот, прими этот дар лучший и достойнейший, нежели всякое золото, серебро и драгоценные камни и все преходящее богатство. Постарайся вместе с ним смело утвердить дело и всем сердцем взыскать Бога и не закрывать спасение для всего народа, но всячески побуждай, дабы не ленились, а вступили на путь правды, чтобы и ты, если приведешь их своим старанием к познанию Бога, принял награду и в этой, и в грядущей жизни за все души, которые верят во Христа Бога нашего от ныне и до века, и оставил по себе светлую память будущим поколениям, подобно как и великий царь Константин".

Встреченные с великой честью святые братья начали проповедь христианской веры на славянском языке, который они изучили на своей родине - в Солуни. Еще на родине Кирилл разработал славянскую азбуку и начал переводить на славянский язык основные богослужебные книги. Здесь, в Великой Моравии, братья вместе с учениками продолжили перевод Библии, Литургий святого Иоанна Златоустого и святого Василия Великого и наиболее важных богослужений. Князь Ростислав оказывал братьям всяческое содействие. Прежде всего он собрал много отроков и повелел им учиться славянской азбуке по переведенным книгам, затем под руководством святых братьев стал строить церкви. Через год была уже окончена первая церковь в городе Оломоуце, потом было построено еще несколько церквей. Святые Кирилл и Мефодий освящали эти церкви и служили там по-славянски. Так прожили они в Моравии сорок месяцев, переходя с одного места на другое. Их миссионерский труд и пример святой жизни нашли не только поддержку правителя Моравии, но и отклик в сердцах простого народа, который наконец смог услышать благую весть о Христе на родном языке и сознательно отвергнуть языческие суеверия. "Сидящим в стране и сени смертной" язычества солунские братья принесли свет истинной веры Христовой.

Успешная миссионерская деятельность святых Кирилла и Мефодия, поддерживаемая святым князем Ростиславом, закладывала основы независимости Велико моравской державы, поэтому вызывала резкое противодействие со стороны немецких князей и клириков, преследовавших свои интересы в славянских государствах. Латинские миссионеры обвинили братьев в том, что они употребляют в богослужении "неосвященный язык", а также распространяют ложное учение о Святом Духе. Святой Кирилл вступил в полемику со своими обвинителями, доказывая им пагубность "трехъязычной ереси". Суть этой ереси заключалась в признании сакральными, достойными выразить Священное Писание, только трех языков в мире: еврейского, греческого и латинского. В качестве обоснования еретики приводили тот факт, что надпись на кресте, на котором был распят Иисус Христос, начертана на этих трех языках.
Кирилл и Мефодий имели намерение отправить своих учеников в Константинополь для рукоположения их во пресвитеров и диаконов, но в это время там совершился дворцовый переворот. Тогда святые братья решили ехать в Рим. В тот период, при только начинающемся разладе между Церквями Константинопольской и Римской, одна Церковь еще могла посвящать служителей для другой.

В Риме апостолы славян отстаивали право служить литургию на славянском языке. В то же время они отдали дань уважения Римскому епископу, папе Адриану II, передав ему святые мощи Климента, папы римского. Благоговейно встретив честные мощи священномученика, папа с уважением принял от просветителей и славянские книги. Освятив книги, положил их в одной из церквей, где по ним была отслужена литургия. Папа рукоположил учеников святых братьев и составил послание святому князю Ростиславу: "Если же кто осмелится порицать указанных учителей и совращать от истины к басням или, развращая вас, будет хулить книги вашего языка, тот пусть будет отлучен и представлен на суд церкви и до тех пор не получит прощения, пока не исправится. Ибо это волки, а не овцы, и должно узнавать их по плодам и остерегаться их...".

После успешного диалога с папой Адрианом II просветители намеревались уже вернуться в Моравию. Но удалось вернуться только одному из них. Святой Кирилл умер в Риме 14 февраля 869 года, на сорок втором году жизни, приняв перед смертью Великую схиму (в малой схиме его имя было Константин). Брату же своему он оставил завещание: "Мы были с тобою, брат, как пара волов, одну ниву возделывающих. И вот я падаю на бразде, окончив день свой. А ты очень любишь гору (Олимп), но не оставляй ради нее учения своего...". Папа Адриан распорядился похоронить святого Кирилла в храме святого Климента, с мощами которого святые братья подвизались в проповедании Евангелия и в Рим пришли. В скором времени папа Адриан рукополагает Мефодия в сан архиепископа Моравии и Паннонии.

Между тем политическая ситуация в Моравии не отличалась стабильностью. Князь Ростислав продолжал борьбу за независимость своей державы: к концу 869 года был заключен мирный договор с немцами. Однако мир оказался недолгим. Племянник князя Ростислава Святополк, бывший удельным князем одной из моравских областей, предал своего дядю и стал союзником немецкого князя Карломана, сына короля Людовика. Ростислав был захвачен в плен, а его держава оказалась в полной власти Карломана. Святополку дали маленькое княжество, однако потом княжество отобрали, а Святополка заключили в темницу.

Святой князь Ростислав испил предназначенную ему Господом чашу страданий: за любовь к своему народу и верность апостольскому учению его ослепили и заточили в темницу. В 870 году, претерпев страшные мучения, верный слуга Божий умер в одной из баварских тюрем.

Святого Мефодия, лишенного политической поддержки, немецкие власти арестовали. Так и не найдя предлога для осуждения, заточили его в монастыре. Сохранилась монастырская поминальная книга, где наряду с именами насельников упоминается и имя Мефодия. Заключение святого в монастыре скрывалось от римского папы. Узнав об этом от бродячего монаха Лазаря, папа Иоанн VIII, преемник Адриана II, запретил немецким епископам совершать литургию до тех пор, пока они не освободят святого Мефодия. Только тогда епископы были вынуждены выпустить святого из заточения.

Подорвавший свое здоровье, святой Мефодий на время уезжает в Византию. В 884 году он возвращается в Моравию и вместе со своими учениками заканчивает перевод всего Ветхого Завета, кроме книг Маккавейских, а также Номоканона и отеческих книг (Патерика). В 885 году от тяжких трудов святой Мефодий слег в постель и на Вербное воскресенье попросил отнести его в храм, где обратился с проповедью к моравскому народу, предупреждая о скорых испытаниях. В тот же день, 6 апреля, святой Мефодий скончался. Отпевание совершали в соборной церкви Велеграда на латинском, греческом и славянском языках.

В 870 году под руководством священника Славомира в Моравии вспыхнуло восстание. Славомир нанес поражение немцам и занял Велеград. Немцы выпустили Святополка из заключения для подавления восстания. Однако Святополк перешел на сторону восставших, провозгласивших его великим князем. Вновь придя к власти, Святополк стал покровительствовать славянскому богослужению.

Благоверный князь Ростислав трудился вместе со святым Кириллом, страдал вместе со святым Мефодием и умер за свой народ и правое учение Христово. Те, кто позднее захватил вели-коморавские земли, очень старались, чтобы святая жизнь Ростислава и апостольский труд приглашенных им солунских братьев были навсегда забыты. Ученики и последователи святого Мефодия после смерти своего учителя были подвергнуты пыткам и гонениям. Но Божиим Промыслом их жизни были сохранены для будущей благословенной апостольской миссии среди южных и восточных славян.

Православная церковь в Чешских землях и в Словакии канонизировала великоморавского князя Ростислава в 1994 году, возвратив тем самым тысячелетний долг памяти тому, кто стоял у истоков христианской духовной культуры и национальной независимости славян.